Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти Самарской области за 2022 год

  •  :

    1.Основные показатели и особенности деятельности в 2022 году.

    В соответствии с полномочиями по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, установленными действующим законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Самарской области, муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти, контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти Самарской области (далее – контрольно-счетная палата) в 2022 году было проведено 262 мероприятий:

    • 11 контрольных мероприятий на 13-ти объектах контроля;

    • 4 экспертно-аналитических мероприятия на 12-ти объектах контроля;

    • 10 мероприятий по аудиту в сфере закупок;

    а также подготовлено:

    • 140 экспертных заключений, справок и отчетов по вопросам бюджета;

    • 86 экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов;

    • 11 экспертных заключений на проекты муниципальных программ и вновь утвержденные муниципальные программы.

    В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти Самарской области, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти от 22.12.2021 № 1138 (далее – Положение о контрольно-счетной палате), контрольные и экспертно-аналитические (на объектах контроля) мероприятия включены в план деятельности на основании: поручений Думы городского округа Тольятти - 11, предложений главы городского округа – 2, решений Коллегии контрольно-счетной палаты – 2, в том числе по обращению Управления ФСБ России по Самарской области в г. Тольятти - 1.

    В 2022 году контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, средств, полученных от приносящей доход деятельности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом МБОУ ВО городского округа Тольятти «Тольяттинская консерватория» за 2020-2021 годы», включенное в план деятельности на основании предложения главы городского округа Тольятти, исключено в связи с ликвидацией объекта контроля в текущем периоде.

    Кроме того, в рамках осуществления взаимодействия с надзорными органами, сотрудниками контрольно-счетной палаты было подготовлено 9 заключений по мероприятиям, проводимым прокуратурой г. Тольятти.

    Сводная информация по итогам работы контрольно-счетной палаты за 2022 год приведена в приложении № 1 к настоящему отчету.

    2. Контрольная деятельность.

    В отчетном периоде объем проверенных средств в результате проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля составил в общей сумме 5 064 037,4 тыс. руб., что на 57,4% выше показателя 2021 года (3 216 575,1 тыс. руб.), в том числе: выделенных из бюджета городского округа Тольятти и вышестоящих бюджетов – 3 965 467,7 тыс. руб. или 78,3%; средств, полученных от приносящей доход деятельности – 83 744,6 тыс. руб. или 1,7%; по муниципальному имуществу – 964 857,6 тыс. руб. или 19%; прочих средств (средства акционерных обществ и муниципальных предприятий) – 49 967,5 тыс. руб. или 1%.

    Необходимо отметить, что в 2022 году контрольно-счетной палатой в рамках проведенных контрольных мероприятий также проверялось расходование средств на реализацию Национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда». Общий объем проверенных средств составил 748 893,3 тыс. руб., из них средства вышестоящих бюджетов – 716 616,5 тыс. руб.

    Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составил в общей сумме 1 644 397,0 тыс. руб., или 32,5% от объема проверенных средств, в том числе:

    • нецелевое использование бюджетных средств – 6 353,0 тыс. руб.;

    • неэффективные расходы бюджетных средств, выразившиеся в виде избыточных и/или безрезультатных расходов –
      54 352,3 тыс. руб.;

    • недополученный доход бюджета – 27 041,4 тыс. руб.;

    • нарушения при осуществлении приносящей доход деятельности – 439,8 тыс. руб.;

    • нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности – 3 351,1 тыс. руб.;

    • нарушения при ведении бухгалтерского учета – 39 293,4 тыс. руб.;

    • прочие нарушения (средства акционерных обществ, муниципальных предприятий, риски неэффективного использования средств, выплаты заработной платы и компенсаций и т.д.) – 1 513 566,0 тыс. руб.

    Согласно информации, представленной администрацией городского округа и объектами контроля в контрольно-счетную палату по итогам рассмотрения отчетов устранены выявленные нарушения и недостатки на общую сумму 93 865,3 тыс. руб., из них: устранено в период проведения контрольных мероприятий – 846,4 тыс. руб. (1%); исполнено внесенных представлений, предписаний – 27 896,0 тыс. руб. (29,7%); устранено без внесения представлений – 65 122,9 тыс. руб. (69,3%).

    В отчетном периоде в результате устранения нарушений произведено возмещение средств в бюджет городского округа в общей сумме 2 447,3 тыс. руб., в том числе: по нарушениям, выявленным в отчетном периоде – 2 126,0 тыс. руб.; по нарушениям за предыдущие периоды – 321,3 тыс. руб.

    Планируется к возмещению в бюджет в течение 2023 года – 15 689,4 тыс. руб., в том числе: по нарушениям, выявленным в отчетном периоде -                    5 753,8 тыс. руб. по представлениям, предписаниям, срок исполнения которых не наступил; по нарушениям за предыдущие периоды – 9 935,6 тыс. руб.

    Сравнительным анализом нарушений, установленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля за 2021 и 2022 годы, выявлено увеличение по следующим видам нарушений:

    • нецелевое использование бюджетных средств с 75,0 тыс. руб. в 2021 году до 6 353,0 тыс. руб. в 2022 году;

    • неэффективное расходование средств в виде безрезультатных и избыточных расходов с 1 902,1 тыс. руб. в 2021 году до 54 352,3 тыс. руб. в 2022 году;

    • недополученный доход бюджета с 587,2 тыс. руб. в 2021 году до 27 041,4 тыс. руб. в 2022 году;

    • прочие нарушения с 203 603,4 тыс. руб. в 2021 году до 1 513 566,0 тыс. руб. в 2022 году.

    Вместе с тем, наблюдается уменьшение следующих видов нарушений:

    • при осуществлении приносящей доход деятельности с 2 307,5 тыс. руб. в 2021 году до 439,8 тыс. руб. в 2022 году;

    • порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности с 149 891,8 тыс. руб. в 2021 году до 3 351,1 тыс. руб. в 2022 году;

    • нарушений при ведении бухгалтерского учета с 237 179,3 тыс. руб. в 2021 году до 39 293,4 тыс. руб. в 2022 году.

    В 2022 году по результатам контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой внесено 8 представлений и 8 предписаний на общую сумму 9 376,7 тыс. руб., исполнено в полном объеме - 6 представлений (75%) и 5 предписаний (62,5%) на общую сумму 3 622,9 тыс. руб., в стадии исполнения (срок исполнения не наступил) – 2 представления (25%) на сумму 2835,4 тыс. руб. и 3 предписания (37,5%) на сумму 2 918,4 тыс. руб.

    По выявленным в 2022 году нарушениям в рамках исполнения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц.

    Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий составлено и направлено в суд 19 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, 6 юридических лиц и 6 должностных лиц администрации городского округа Тольятти и учреждений привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 171,8 тыс. руб., 4 лица (2 юридических и 2 должностных лица) привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, 3 административных дела прекращены, из них 2 в связи с отсутствием состава и по 1 протоколу контрольно-счетной палаты объявлено устное замечание.

    Сумма штрафных санкций, поступившая в бюджет по штрафным санкциям 141,8 тыс.руб. Сумма в размере 30,0 тыс.руб. планируется к поступлению в бюджет.

    3. Экспертно-аналитическая деятельность.

    Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде так же выявлялись нарушения и замечания в ходе экспертно-аналитических мероприятий.

    По результатам общего анализа проекта бюджета на 2023 год и плановый период отмечено следующее. Несмотря на требования статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ, при прогнозировании доходов бюджета использованы не все показатели прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период 2023-2025 годов, в связи с этим, предложено представить обоснованные расчеты по ряду налоговых и неналоговых доходов и скорректировать некоторые показатели. Также оценена обоснованность расходов бюджета. Кроме того, предложено продолжить мероприятия по проведению взвешенной долговой политики, сохранении объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизации рисков, связанных с его обслуживанием и погашением.

    При проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2021 год установлено, что представленная отчетность в целом составлена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (в ред. от 09.12.2022 № 186н) (далее - Инструкции №191н). При этом, в ходе выборочной проверки главных книг главных администраторов бюджетных средств выявлены нарушения Инструкции № 191н, выразившиеся в расхождении показателей главной книги с отдельными формами отчетности, следовательно, показатели отчетности, характеризующие объекты бухгалтерского учета в полной мере не подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

    По результатам проверки бюджетной отчетности также имели место отдельные недостатки и нарушения требований Инструкции № 191н по порядку заполнения форм отчетности, составления пояснительной записки (ф. 0503160) и приложений, входящих в ее состав.     

    В своем заключении на отчет об исполнении бюджета за 2021 год контрольно-счетная палата обращает внимание на необходимость повышения уровня качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, недостаточный уровень организации взаимодействия с контрагентами, имеющий влияние на исполнение расходной части бюджета, несвоевременное внесение необходимых изменений в условия соглашений (договоров), а также лимиты бюджетных обязательств, низкий процент исполнения программы приватизации муниципального имущества, неэффективное расходование бюджетных средств в части расходов на уплату штрафных санкций и неустоек по решениям судов, правильность ведения реестра расходных обязательств и реестра муниципальной собственности.

    Несмотря на снижение объема муниципального долга, продолжает сохраняться высокий уровень долговой нагрузки на бюджет и значительный объем расходов на обслуживание долговых обязательств. Кроме того, наблюдалось снижение расходов на обслуживание муниципального долга, в первую очередь за счет привлечения бюджетного кредита с более низкой процентной ставкой.

    В целях проведения экспертизы проектов муниципальных правовых актов (далее - МПА), связанных с установлением расходных обязательств городского округа Тольятти и приводящих к изменению доходов бюджета, в 2022 году поступило 86 проектов, что на 24 проекта больше по сравнению с 2021 годом (62); подготовлено 86 заключений (с учетом имеющих отрицательное заключение в связи с непредставлением необходимой информации и финансово-экономических обоснований). Контрольно-счетной палатой выявлены факты принятия 5 проектов МПА без положительных заключений контрольно-счетной палаты и отсутствия пояснений со стороны разработчиков на поставленные в заключениях вопросы.

    По 23 проектам указано на то, что принятие представленных проектов МПА возможно при одновременном приведения объемов финансирования муниципальных программ в соответствие с Решением о бюджете, по 7 проектам МПА – подготовлены отрицательные заключения в связи с нарушением ч. 4 ст. 11 Положения о контрольно-счетной палате, в части предоставления на экспертизу пакета документов не в полном объеме. Замечания были устранены. Также, проведены анализы представленных проектов и направлены отказы в проведении экспертизы по 4 проектам МПА, в связи с отсутствием у контрольно-счетной палаты полномочий, установленных частью 7 статьи 8 Положения о контрольно-счетной палате.  

    В отчетном периоде проведены экспертизы 6-ти проектов муниципальных программ и 5-ти утвержденных муниципальных программ.

    По 4-м проектам муниципальных программ контрольно-счетной палатой предложено представить пояснения о механизмах исполнения своих обязательств по направлениям проекта программы, расширить муниципальную программу комплексом мероприятий. По 2 проектам муниципальных программ представлены пояснения, которые приняты контрольно-счетной палатой, по двум – замечания и предложения контрольно-счетной палаты не учтены.

    В рамках экспертизы по 1 вновь утвержденной муниципальной программе, в связи с поздним ее утверждением, указывалось на необходимость внесения изменений в бюджет города, в части перемещения непрограммных расходов 2022 года на расходы, произведенные в рамках муниципальной программы. Замечания контрольно-счетной палаты не учтены.

    Одна утвержденная муниципальная программа в контрольно-счетную палату для проведения экспертизы не направлялась.

    В 2022 году проведено 10 мероприятий по аудиту закупок товаров, работ, услуг общим объемом финансовых средств 3 280 347,6 тыс. руб. (в 2021 году - 443 889,7 тыс. руб.).

    По результатам проведения аудита закупок установлено несоблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на общую сумму 1 459 285,7 тыс. руб., что более чем в 9 раз превышает сумму нарушений 2021 года (154 989,0 тыс. руб.). Нарушения касались: полноты, своевременности размещения на сайте закупок необходимой информации и документов; сроков приемки выполненных работ и сроков оплаты; обоснования начальной максимальной цены контракта; не предъявления штрафных санкций в рамках исполнения контрактов.   Отдельные виды нарушений подпадали под административную ответственность, определенную Кодексом об административных правонарушениях РФ, составление протоколов в отношении которых у контрольно-счетной палаты отсутствуют полномочия, в связи с чем в контролирующие и надзорные органы направлены информационные письма.

    4.Взаимодействие с иными органами и организациями.

    В 2022 году материалы проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялись в прокуратуру г. Тольятти и У МВД по г. Тольятти.

    По результатам рассмотрения материалов, прокуратурой города в адрес учреждений внесено 2 представления, все представления удовлетворены. Кроме того, прокуратурой города по результатам мероприятия контрольно-счетной палаты возбуждено 8 дел по привлечению к административной ответственности должностных лиц учреждений, сумма штрафных санкций составила 100,0 тыс. руб. Центральным межрайонным следственным отделом города Тольятти возбужденное 1 уголовное дело по результатам экспертно-аналитического мероприятия предыдущего периода по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации городского округа Тольятти прекращено.

    В 2022 году при Совете контрольно-счетных органов Самарской области образована Комиссия по вопросам методологии (далее – Комиссия) в целях обеспечения его деятельности, подготовки и реализации принимаемых им решений по вопросам методологического и методического обеспечения деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля Самарской области, а также выработки предложений по его совершенствованию. Возглавила Комиссию председатель контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти.

    В соответствии с планом работы в 2022 году Комиссией проведено мероприятие «Анализ стандартизации и актуализации стандартов по новым требованиям к стандартам внешнего финансового контроля в контрольно-счетных органах муниципальных образований Самарской области (КСО СО)». Сотрудники контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти участвовали в проведении анализа по наличию и содержанию стандартов внешнего муниципального финансового контроля в 18 муниципальных контрольно-счетных органах муниципальных образований Самарской области, а также выработке предложений по их актуализации и совершенствованию.

    5.Организационная, информационная и иная деятельность.

    В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направлялась в виде отчетов в Думу городского округа Тольятти и главе городского округа Тольятти, а также размещалась на сайте контрольно-счетной палаты.

    Результаты контрольных мероприятий и принимаемые меры по устранению выявленных нарушений рассматривались на заседаниях постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и депутатской этике Думы городского округа и комиссии при администрации городского округа Тольятти по противодействию коррупции. В течение отчетного периода контрольно-счетная палата приняла участие в 18 заседаниях.

    Кроме того, по вопросам бюджета городского округа Тольятти контрольно-счетная палата участвовала в 16 заседаниях постоянной комиссии по бюджету и экономической политике Думы городского округа Тольятти.

    В соответствии с п. 5 ст. 4, ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности контрольно-счетной палаты создан коллегиальный орган (коллегия). В 2022 году коллегией контрольно-счетной палаты было проведено 35 заседаний по рассмотрению результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, планов деятельности, внутренних локальных актов, отчетов и иных вопросов.

    Информация о деятельности и новости контрольно-счетной палаты регулярно размещались на официальном сайте ksptlt.ru. Кроме того, в отчетном периоде создана официальная группа в социальной сети ВКонтакте.

    6. Основные задачи и приоритетные направления деятельности на 2023 год.

    Контрольно-счетная палата ставит перед собой задачу формирования годового плана деятельности в соответствии с поручениями Думы городского округа Тольятти, предложениями главы городского округа Тольятти, с учетом результатов контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

    План деятельности контрольно-счетной палаты на 2023 год утвержден распоряжением председателя от 23.12.2022 № 01-01/36 и размещен на официальном сайте контрольно-счетной палаты.

    План деятельности состоит из 6-ти разделов: контрольные мероприятия; экспертно-аналитические мероприятия; организационно-методологическое, правовое обеспечение деятельности; информационная деятельность; обеспечение бухгалтерского учета и отчетности, кадрового делопроизводства; документационного и материально-технического обеспечения.

    В план деятельности на 2023 год вошли 13 мероприятий на объектах контроля, в том числе: 12 контрольных мероприятий и 1 экспертно-аналитическое мероприятие, из них: по поручениям Думы – 9 мероприятий, по предложениям главы городского округа – 3 мероприятия, в соответствии с Положением о контрольно-счетной палаты в целях контроля за реализацией Национального проекта «Жильё и городская среда» - 1 мероприятие.

    Большое внимание в 2023 году будет уделено сфере образования (4 мероприятия) и городского хозяйства (5 мероприятий). Кроме того, запланированы мероприятия в сферах: культуры (1), экономики (1), потребительского рынка (1), физической культуры (1).

    В предстоящем году продолжится работа по взаимодействию в рамках заключенных Соглашений с контрольными и надзорными органами.

    В 2023 году продолжится участие в мероприятиях комиссии по вопросам методологии при Совете контрольно-счетных органов Самарской области.

    Кроме того, контрольно-счетной палатой подана заявка на вступление в Союз муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО), окончательное решение о приеме будет принято на общем собрании членов Союза МКСО в июне 2023 года.

    Предполагается участие в конкурсах, ежегодно проводимых Союзом МКСО «Лучшая практика внешнего муниципального финансового контроля» и «Лучший муниципальный финансовый контролер».

  • Приложения: Приложение №1 к отчету КСП г.о. Тольятти за 2022 год.docx