Информация о результатах экспертизы отчета об исполнении бюджета городского округа Тольятти за 2024 год
-
:
Годовой отчет об исполнении бюджета г.о. Тольятти за 2024 год поступил в КСП для проведения внешней проверки 27.03.2025 (письмо вх. № 02-01/201 от 27.03.2024) в соответствии со сроком, установленным п. 3 ст. 264.4 БК РФ, а также ст.22 Положения о бюджетном процессе (не позднее 01 апреля 2025) в неполном объеме.
Отчет о выполнении программы приватизации муниципального имущества г.о. Тольятти за 2024 год представлен для проведения проверки 02.04.2025, т.е. с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 264.4 БК РФ и ст. 22 Положения о бюджетном процессе. Кроме того, 08.04.2025 и 22.04.2025 представлены уточненные пакеты документов по Отчету об исполнении Программы приватизации взамен ранее направленного.
Таким образом, срок представления Отчета об исполнении Программы приватизации, входящего в состав документов Отчета об исполнении бюджета, нарушен, что в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 306.1 БК РФ является бюджетным нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 73,74 Устава городского округа Тольятти, ст. 10 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю в период с 28.02.2025 по 24.04.2025 были проведены экспертно-аналитические мероприятия по внешней проверке годового отчета и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) за 2024 год, в ходе которых отмечено следующее.
- отдельными ГАБС не устранены нарушения и замечания, установленные КСП по результатам внешней проверки бюджетной отчетности за 2023 год, а именно: п. 8 Инструкции № 191н в части непредставления отдельных таблиц и их отсутствия в пояснительных записках.
- Анализ представленных пояснительных записок показал, что их текстовые части состоят из 5 разделов, что соответствует требованиям Инструкции №191н. Однако, по результатам внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС выявлены недостатки которые связаны с заполнением пояснительной записки (ф. 0503160), в частности, выявлено неполное заполнение отдельных форм в составе пояснительных записок.
- Перед составлением бюджетной отчетности главными администраторами средств бюджета проведены годовые инвентаризации. При этом, у 1 ГАБС информация о выявленных расхождениях (отсутствии расхождений) не отражена в Пояснительных записках и не представлена Таблица № 6.
В ходе выборочной проверки главных книг главных администраторов бюджетных средств у 2 ГАБС, в нарушение Инструкции № 191н, выявлены расхождения оборотов по счетам либо отсутствии счетов главной книги с отдельными формами. Включение в бюджетную отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета, является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и влечет за собой административную ответственность по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП.
Из анализа основных показателей социально-экономического развития г.о. Тольятти за 2024 год можно сделать выводы о дальнейших перспективах формирования доходной части бюджета:
- рост объема промышленной продукции и инвестиций в основной капитал, оборот розничной торговли оказывающий непосредственное влияние на состояние доходной части бюджетов всех уровней, позволит увеличить отчисления налогов и рост поступлений средств из вышестоящих бюджетов;
- неточное прогнозирование показателя социально-экономического развития «уровень среднемесячной начисленной заработной платы», который влияет на поступление одного из бюджетообразующих видов дохода – налога на доходы физических лиц, привело к увеличению плана прогнозных поступлений в 2024 году, внесенных Решениями Думы г.о. Тольятти в течение 2024 года на 1 754 028 тыс. руб. или на 28,6% (в 2023 году на 19,7%);
- снижение показателя «ввод в эксплуатацию жилых домов (квартир)» в 2024 году может негативно повлиять на поступления НДФЛ и налога на имущество физических лиц в 2025-2027 годах;
Взаимодействие прогноза социально-экономического развития города с бюджетным проектированием проявляется, прежде всего, в том, что прогнозные параметры непосредственно определяют доходную часть бюджета. Прогноз социально-экономического развития является главнейшей информационной базой для формирования бюджетов и принятия финансовых решений на всех уровнях хозяйственной системы.
За последние 5 лет отмечается рост количества вносимых изменений в решение Думы г.о. Тольятти о внесении изменений о бюджете городского округа. В отчетном году изменения вносились 11 раз, при этом параметры бюджета изменялись 11 раз, что свидетельствует о недостаточном уровне планирования и неполном соблюдении принципа достоверности бюджета, установленного ст. 37 БК РФ.
Количество внесений изменений в бюджет г.о. Тольятти может негативно отразиться на сумме дотаций, поступающих в бюджет города.
Бюджет по доходам исполнен в объеме 22 758 191 тыс. руб., что составило 97,1% к плану года, по расходам - в объеме 21 340 922 тыс. руб. или 94,0%. Профицит бюджета составил 1 417 269 тыс. руб. В 2024 году доходы сформированы на 45,8% за счет безвозмездных поступлений, что ниже, чем в предыдущие периоды и говорит о небольшом снижении зависимости бюджета городского округа Тольятти от поступления средств из вышестоящих бюджетов. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 12 326 559 тыс. руб. и составили 101,5% от годового плана, отмечается ежегодное увеличение доходов.
Объем муниципального долга на 01.01.2025 сложился в сумме 2 900 000 тыс. руб. Удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города по состоянию на 01.01.2025 составил 23,5%. В структуре муниципального долга 65,5%, составляют долговые обязательства по кредитам кредитных организаций, в сравнении с периодом прошлого года данный показатель меньше на 9,5%, что снижает риски для долговой устойчивости бюджета городского округа, связанные с ухудшением условий кредитования в банках и проблематичностью рефинансирования в дальнейшем указанных долговых обязательств.
Расходы на обслуживание муниципального долга за 2024 год составили 151 915 тыс. руб. или 99,9 % от уточненного плана (ниже в суммовом выражении на 49 278 тыс. руб. в сравнении с периодом 2023 года). Ограничения, установленные БК РФ к объему долга и расходам на его обслуживание, соблюдены.
Доходы: за период 2021-2024 годов отмечается ежегодное увеличение доходов. В 2024 году на увеличение доходов повлиял рост собственных доходов на 2 978 760, по сравнению с аналогичным периодом 2022, и на 2 474 228 тыс. руб. по сравнению с 2020 годом.
- Расходы: за период 2021-2024 годов также отмечается ежегодное увеличение расходов бюджета. Фактические показатели 2024 года по сравнению с 2023 годом увеличились на 2 956 760 тыс. руб., и увеличились на 5 546 477 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом;
- Дефицит (профицит): фактические показатели профицита 2024 по сравнению с показателями 2023 увеличились на 953 178 тыс. руб., по сравнению с профицитом 2021 года увеличились на 882 607 тыс. руб. За период 2021-2024 годов исполнение бюджета осуществлялось с профицитом.
На основании данных об исполнении кассового плана КСП вычислила среднюю ошибку планирования налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Среднемесячная ошибка планирования поступлений налоговых доходов в 2024 году составила 42,3%. Точность прогнозирования показателей по основному источнику налоговых доходов – НДФЛ – 43,4%.
Среднемесячная ошибка планирования неналоговых поступлений – 43,4%, при этом по основному источнику неналоговых доходов – доходов от использования имущества – 43,6%
Доходная часть бюджета за 2024 год исполнена в объеме 22 758 191 тыс. руб. или 97,1% от годового плана. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 12 326 559 тыс. руб. и составили 101,5% от годового плана; безвозмездные поступления поступили в сумме 10 431 632 тыс. руб. или 92,4% от годового плана. Доля безвозмездных поступлений за период 2023-2024 снизилась, 2024 году доходы сформированы лишь на 45,8% за счет безвозмездных поступлений, что говорит о небольшом снижении зависимости бюджета городского округа Тольятти от поступления средств из вышестоящих бюджетов.
Увеличение поступлений в 2024 году в основном произошло за счет налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения, , земельного налога, государственной пошлины.
Следует отметить, что в 2024 году темп роста поступлений от НДФЛ выше на 7,4 процентных пункта темпа роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города за январь – декабрь 2024 года по данным итогов СЭР (30,0%).
Неналоговые доходы поступили в сумме 1 200 499 тыс. руб. (101,7% к плану), рост по сравнению с 2023 годом составил 10,0%. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, которые поступили в сумме 717 026 тыс. руб. (59,7% в структуре неналоговых доходов). Перевыполнение плановых показателей по данному виду дохода составило 102,4% (107,0% от первоначальных плановых назначений). По сравнению с 2023 годом объем поступлений увеличился на 23,1%).
КСП отмечено:
- в основном все налоговые доходы, за исключение налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в отчетном периоде поступили сверх утвержденных плановых назначений;
- недостаточное качество прогнозирования отдельных видов налоговых и неналоговых доходов, в том числе являющихся бюджетообразующими в составе поступлений. Отклонения суммы налоговых доходов от первоначальной редакции Решения о бюджете № 1418 в сумме - (+2 193 327) тыс. руб. или (+25,0%), неналоговых доходов – (+) 185 424 тыс. руб. (+18,6%). В частности, в декабре 2024 произведено увеличение плановых показателей бюджета по собственным доходам на 915 744 тыс. руб., при этом их исполнение составило 98,1%.
Кроме того, среднемесячная ошибка планирования кассового плана по налоговым и неналоговым доходам также имеет высокий показатель (48,4%).
Исходя из вышеизложенного, КСП отмечает, что вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохраняют свою актуальность.
В ходе исполнения бюджета городского округа за 2024 год безвозмездные поступления составили 10 431 632 тыс. руб., кассовое исполнение составило 10 351 991,3 тыс. руб. На долю безвозмездных поступлений в 2024 году приходится 45,8% общего объема доходов городского округа Тольятти.
В сравнении с 2023 годом плановые назначения в 2024 году по безвозмездным поступлениям увеличились на сумму 1 792 515 тыс. руб. Фактические поступления безвозмездных средств увеличились на 931 158 тыс. руб. (поступления в 2023 году – 9 500 474 тыс. руб.).
В общей сумме остатки средств вышестоящих бюджетов на 01.01.2025 составили 116 228 тыс. руб., в том числе: по субсидиям – 3 191 тыс. руб., по субвенциям – 38 826 тыс. руб., по иным межбюджетным трансфертам – 74 211 тыс. руб.
КСП отмечает, что анализ поступлений и расходования средств вышестоящих бюджетов показал, что в отчетном периоде сохранилась ситуация, при которой межбюджетные трансферты, поступившие в бюджет г.о. Тольятти, были использованы не в полном объеме.
Таким образом, не использование возможности решения потребностей населения городского округа Тольятти с привлечением средств вышестоящих бюджетов приводит к дополнительной нагрузке на местный бюджет.
Исполнение в 2024 году по расходам составило 21 340 922 тыс. руб. (94,0%), в том числе за счет средств бюджетов других уровней 9 746 143 тыс. руб. (92,9%) от годовых плановых назначений. Отмечается наиболее низкое освоение расходов в процентном отношении к годовому уточненному плану в 2024 году за последние пять лет.
Сводная бюджетная роспись по состоянию на 31.12.2024 не соответствует Решению о бюджете. Однако, все расходы не противоречат ст. 217 БК РФ и Решению о бюджете.
Проверкой соответствия данных, представленных в отчете об исполнении бюджета городского округа за 2024 год, бюджетных ассигнований, утвержденных Решением о бюджете и установленных росписью, выявлено, что финансирование расходов велось в пределах объемов бюджетных обязательств по росписи, в которую по отдельным целевым статьям расходов вносились изменения. Несмотря на внесение в Решение о бюджете уточнений, утвержденные бюджетные ассигнования в полном объеме, согласно ведомственной классификации расходов, исполнены только по 1 ГРБС (Управление туризма), что снижает показатели качества управления муниципальными финансами из-за недостаточно спрогнозированных показателей при формировании заявок ГРБС на изменение им бюджетных ассигнований.
Наибольший объем плановых бюджетных назначений в структуре видов расходов приходится:
- на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям – 55,7%;
- на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд – 25,2 %;
- расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами – 8,0%.
Анализируя исполнение расходов бюджета городского округа Тольятти за 2022-2024 годы можно отметить, что бюджет городского округа Тольятти имеет социально-ориентированный характер: доля расходов, направляемых на социальную сферу - образование, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику, ежегодно составляет больше половины всех расходов бюджета городского округа Тольятти. В 2024 году данные расходы составили 63,3% от общего объема расходов бюджета городского округа Тольятти.
Исполнение бюджета по расходам 7-ми главных распорядителей бюджетных средств не превысило 95%. Результаты мониторинга и анализа исполнения бюджета городского округа свидетельствуют о недостаточном соблюдении главными распорядителями бюджетных средств, как порядка планирования бюджетных ассигнований, включая подготовку мотивированных обращений о необходимости их перераспределения, так и положений статьи 158 БК РФ.
В ходе исполнения бюджета в 2024 году по-прежнему наблюдается тенденция неравномерного исполнения бюджета города. Так, в 4 квартале 2024 года, было освоено 7 445 990 тыс. руб., или 34,9% от общего годового объема произведенных расходов (21 340 922 тыс. руб.), что создает предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года и риски неэффективного использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета в разрезе ведомственной структуры показал за 2024 год кассовое исполнение бюджета ниже уточненного плана на 1 373 242 тыс. рублей. Наибольшее неисполнение плановых ассигнований за отчетный период (ниже 95%) допущено 6-ю ГРБС: Департамент по управлению муниципальным имуществом, Департамент дорожного хозяйства и транспорта, Департамент градостроительной деятельности, Департамент социального обеспечения, Департамент городского хозяйства, Управление потребительского рынка.
В ходе проверки КСП запрошены пояснения по ряду расходов, имеющих низкое исполнение и причин не заключения контрактов и не проведении закупочных процедур. Также даны рекомендации об использовании альтернативных вариантов для эффективного и полного освоения бюджетных ассигнований.
В ходе анализа исполнения бюджета в рамках муниципальных программ отмечено следующее:
- в утвержденных отчетах о реализации МП «Развитие системы образования городского округа Тольятти на 2021-2027 годы», МП «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2021-2025гг.» и МП «Охрана окружающей среды на территории городского округа Тольятти на 2022-2026 годы» плановые объемы финансового обеспечения реализации мероприятий МП соответствуют объемам бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью и не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в решении о бюджете на реализацию муниципальных программ в 2024 году.
В свою очередь, объемы финансирования МП «Развитие органов местного самоуправления городского округа Тольятти на 2023-2028 годы» и МП «Формирование современной городской среды на 2018-2025 годы» приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в решении о бюджете на реализацию муниципальных программ в 2024 году и не соответствуют объему бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью по состоянию на 01.01.2025. Также при проведении оценки эффективности и формировании отчета о ходе реализации данных МП (в части финансового обеспечения) показатели сводной бюджетной росписи не использованы, что оказало негативное влияние на объективность оценки эффективности реализации МП.
Таким образом, КСП повторно отмечает отсутствие единообразного подхода определения планового объема финансового обеспечения МП при формировании отчета о его реализации.
В соответствии с п. 5.3. Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 № 2546-п/1 (далее – Порядок) муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Думы о бюджете городского округа Тольятти на очередной финансовый год и плановый период не позднее 3-х месяцев со дня вступления его в силу.
В нарушение указанной нормы объемы финансирования МП «Развитие системы образования городского округа Тольятти на 2021-2027 годы», МП «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2021-2025гг.» и МП «Охрана окружающей среды на территории городского округа Тольятти на 2022-2026 годы» не приведены в установленный срок в соответствие с решением Думы городского округа Тольятти от 22.11.2023 № 71 (ред. от 25.12.2024) «О бюджете городского округа Тольятти на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
На низкий показатель эффективности реализации муниципальных программ в целом повлияли следующие факторы: нарушение договорных обязательств со стороны подрядных организаций; позднее проведение закупочных процедур; недостаточный контроль за ходом выполнения контрактов (договоров), несвоевременное перераспределение средств на другие мероприятия, в случае срывов сроков работ.
КСП обращает внимание, что на показатель эффективности исполнения МП влияет, в том числе, и исполнение целевых показателей. Однако, снижение плановых целевых показателей к окончанию отчетного периода свидетельствует, как правило, не о достижении поставленных целей, а об их корректировке под фактическое исполнение мероприятий, при этом оценка эффективности становится завышенной.
Исполнение бюджета в части реализации муниципальных программ характеризуется многочисленными систематическими изменениями муниципальных программ, приводящие к не достижению целей и задач программного бюджета.
Администрации следует обратить внимание на подготовку финансово-экономического обоснования, на сроки исполнения мероприятий при планировании бюджетных средств на реализацию программных мероприятий, а также своевременное внесение изменений в муниципальные программы с целью недопущения неиспользованных остатков средств городского округа по состоянию на 31.12.2025.
В рамках реализации 7-ми национальных проектов (в 2023 году также реализовано 6 национальных проектов) в отчётном периоде освоено 895 187 тыс. руб. (94,5%), по сравнению с прошлым годом объем плановых бюджетных назначений сократился в 1,6 раза (на 606 137 тыс. руб.), остаток неиспользованных средств – 51 838 тыс. руб. По трем национальным проектам («Культура», «Демография», «Туризм и индустрия гостеприимства») целевые и плановые показатели исполнены в полном объеме. По исполнению средств в рамках национальных проектов запрошена информация о выполнении целевых показателей (индикаторов) мероприятий по благоустройству общественных территорий в рамках данного национального проекта за 2024 год (с расшифровкой объектов).
Также КСП проведен выборочный анализ нормативно-правовых актов реестра расходных обязательств, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для расходных обязательств, в ходе которого установлено, что указанные в отдельных расходных обязательствах нормативные правовые акты утратили силу и принятые взамен не отражены в соответствующих графах.
КСП отмечает эффективную динамику по снижению объема муниципального долга в 2022-2024 годах, что положительно отражается на уровне муниципального долга в объеме собственных доходов бюджета.
В 2024 году объем муниципального дорожного фонда города за счет всех источников сложился в сумме 81 080 тыс. руб. или 108,7% к плану года. Фактически освоено 66 728 тыс. руб. или 89,4% к плану года. Неиспользованный остаток бюджетных ассигнований дорожного фонда на конец отчетного периода составил 14 352 тыс. руб.
Кассовое исполнение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий из вышестоящих бюджетов в 2024 году составил 32 431 тыс. руб., при плане 63 992 тыс. руб. По сравнению с 2023 годом общий объем данных бюджетных ассигнований сокращен на 292 506 тыс. руб. или на 90%.
Программа приватизации за 2024 год исполнена в общей сумме 13 157,6,4 или 8,7%. В Решении о бюджете запланирована сумма доходов от реализации объектов программы приватизации в размере 44 813 тыс. руб., исполнение плановых назначений составило 29,4%.
Из 21 объекта недвижимости, включенных в Программу приватизации приватизировано 5 объектов недвижимости от продажи на аукционе на сумму 9 062,2 тыс. руб., кроме того НДС 452,5 тыс. руб., а также земельные участки на сумму 4 095,4 тыс. руб.
В результате низкого процента исполнения Программы приватизации от продажи муниципального имущества по результатам торгов (29,4%), недополучения неналоговых доходов в бюджет городского округа Тольятти при реализации муниципального имущества, управление и распоряжение муниципальным недвижимым имуществом, находящемся в казне городского округа Тольятти, является неэффективным. Также неоднократное включение объектов в Программу приватизации последующих периодов свидетельствует об увеличении расходов бюджета городского округа на проведение ежегодной оценки стоимости муниципального имущества и расходов на содержание имущества, не обремененного арендой или иным видом использования.
Несмотря на размещение сведений о реализации объектов в сети Интернет, информационное обеспечение является недостаточным, т.е. отсутствие предпродажной подготовки и низкая инвестиционная привлекательность реализуемых активов не способствует получению дополнительных доходов бюджета городского округа.
В планы-графики закупок заказчиков на 2024 год включено 4 056 позиций общим стоимостным объемом (НМЦК) 12 211 452,6 тыс. руб. Общая стоимость заключенных контрактов составила 7 333 580,3 тыс. руб.
Фактическая стоимость поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, оплаченных заказчиками в 2024 году в соответствии с заключенными контрактами, составила 5 211 385,9 тыс. руб. или 94,5% суммы планируемых в 2024 году платежей по контрактам. В отчетном периоде также исполнялись контракты, заключенные в 2022-2023 годах.
В части осуществления расходов на уплату штрафных санкций и неустоек по решениям судов в нарушение ст. 34, 62 БК РФ допускается неэффективное расходование бюджетных средств, в результате бездействия (в ряде случае) администрации г.о. Тольятти бюджет города несет дополнительные расходы по их оплате.
По состоянию на 01.01.2025 кредиторская задолженность бюджета г.о. Тольятти составила 213 369 тыс. руб., снижение по сравнению с 01.01.2024 на 12 886 тыс. руб.
Наибольший рост задолженности у Департамента по управлению муниципальным имуществом (+ 42 518 тыс. руб.), Департамента образования (37 922 тыс. руб.), Управления потребительского рынка (+3 360 тыс. руб.). Кредиторская задолженность является текущей.
По состоянию на 01.01.2025 дебиторская задолженность бюджета г.о. Тольятти составила сумму 25 273 604 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с началом года на 624 785 тыс. руб. Просроченная дебиторская задолженность составляет 1 212 916 тыс. руб., что на 38 043 тыс.руб. меньше, чем по состоянию на 01.01.2024. Просроченная дебиторская задолженность имеется у Администрации (ГлАД), Департамента финансов, Департамента финансов (ГлАД), Департамента по управлению муниципальным имуществом, Департамента городского хозяйства, Департамента градостроительной деятельности, Департамента образования, Управления потребительского рынка.
Ведение реестра муниципальной собственности не позволяет определить объекты, составляющие муниципальную казну и, как следствие, осуществить контроль показателей консолидированного годового Баланса (ф. 0503130) по стр.140 «Нефинансовые активы имущества казны» с реестром имущества, что противоречит п.11 Приказа Минфина России № 84н и п.143 Приказа Минфина России № 157н.
Несоответствие данных реестра имущества с показателями бюджетной отчетности влечет за собой административную ответственность по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Пункт 4.4 постановления мэрии городского округа Тольятти от 21.02.2017 № 691-п/1 «Об утверждении Положения о бюджетном учете муниципальной казны городского округа Тольятти» требует внесения соответствующих изменений в связи с утратившим силу решения Думы городского округа Тольятти от 04.07.2012 № 964 «О Положении об учете муниципального имущества городского округа Тольятти и ведении реестра муниципальной собственности городского округа Тольятти».
Согласно данным бюджетной отчетности, общий объем по ОНС в целом по городскому округу на 01.01.2024 составлял 1 833 473,1 руб. по 50 объектам. По состоянию на 01.01.2025 объем по ОНС составил 1 653 702,7 тыс. руб. по 34 объектам.
В отчетном периоде из состава ОНС в целом исключено 16 объектов, объемы капитальных вложений в ОНС в 2024 году сократились на 179 770,4 тыс. руб. в связи с окончанием строительства (реконструкции) и завершением работ по 1 объекту и списанием с баланса в соответствии с распоряжениями администрации г.о. Тольятти «О списании затрат на проектирование объектов и затрат на проектно-изыскательские работы по объектам».
Анализ ОНС по итогам 2024 года выявил, что определенная работа в снижении количества и суммы ОНС проведена, количество и объемы ОНС снизились, путем списания с баланса объектов, в связи с устареванием и невозможностью их использования, при этом, КСП повторно отмечает, что одной из задач по сокращению ОНС, имеющихся на балансе г.о. Тольятти должно являться включение проблемных ОНС в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в который включаются незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также в региональные документы стратегического планирования мероприятий, направленных на сокращение проблемных объектов незавершенного строительства.
Кроме того, внесение изменений в существующие нормативные правовые акты позволит проводить постоянный мониторинг ОНС с целью проведения оценки их состояния и дальнейшего использования.
По итогам проведения проверки администрации предложено:
1. Повысить достоверность прогнозирования и эффективность администрирования доходов бюджета, продолжить работу по разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета городского округа, в том числе увеличения объема неналоговых доходов бюджета, а также по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных поиск дополнительных резервов источников доходов.
2. Обеспечить сбалансированность параметров прогноза социально-экономического развития и параметров бюджета г.о. Тольятти.
3. Принять меры по сокращению количества внесения изменений в бюджет г.о. Тольятти, с учетом имеющихся оснований, по которым в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в решение о бюджете.
4. Соблюдать сроки представления проектов решений о внесении изменений в бюджет г.о. Тольятти, установленные Положением о бюджетном процессе.
5. В целях недопущения увеличения дополнительных расходов бюджета г.о. Тольятти изучать ценовую политику, своевременно перераспределять расходы, при наличии не используемых лимитов бюджетных обязательств, а также более точно осуществлять прогнозные расчеты на выделяемые средства из вышестоящего и местного бюджетов. При необходимости выделения дополнительных ассигнований учитывать сроки размещения закупок, с целью полного освоения средств бюджета.
6. Продолжить работу, направленную на осуществление контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств.
7. В соответствии со ст.21 Положения о бюджетном процессе, утвержденного решением Думы г.о. Тольятти от 09.04.2014 №250, обеспечить контроль за составлением бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств.
8. Обеспечить составление и представление годовой бюджетной отчетности, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
9. Обеспечить контроль за ведением реестра расходных обязательств, актуальности нормативно-правовых актов, обеспечивающих расходные обязательства, и своевременным утверждением порядков предоставления средств из бюджета в соответствии со ст. 65, 74 БК РФ. Не допускать расходование бюджетных средств без нормативно-правовых актов, устанавливающих расходные обязательства.
10. Обеспечить своевременное внесение изменений в муниципальные программы в соответствии с требованиями БК РФ. Обратить внимание на подготовку финансово-экономического обоснования при планировании бюджетных средств на реализацию программных мероприятий.
11. Обеспечить ведение реестра муниципальной собственности с целью обеспечения определения объектов, составляющих муниципальную казну для осуществления контроля показателей консолидированного годового Баланса (ф. 0503130) по стр.140 «Нефинансовые активы имущества казны» с реестром имущества. Обеспечить соответствие данных реестра имущества с показателями бюджетной отчетности.
12. Повысить эффективность реализации программы приватизации и расходования бюджетных средств на проведение ежегодной оценки стоимости муниципального имущества, неоднократно включаемого в программу приватизации и расходов на содержание имущества, не обремененного арендой или иным видом использования, а также обеспечить повышение открытости приватизационных процедур и расширение маркетинга приватизируемого имущества.
13. Обеспечить соблюдение ст. 34, 62 БК РФ, не допускать неэффективного расходования бюджетных средств на уплату штрафных санкций, неустоек и расходов на представителей по решениям судов.
14. Учесть предложения КСП и усилить работу по сокращению объемов незавершенного строительства объектов, находящихся на балансе ГРБС.