О результатах экспертизы проекта решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
-
:
В соответствии с Планом деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти на 2024 год в период с 30.10.2024 по 06.12.2024 было проведено экспертно-аналитическое мероприятие по оценке проектов бюджета г.о. Тольятти на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов в первом и во втором чтениях, в ходе экспертизы установлено:
1. Проекты представлены в порядке и сроки, установленные действующим бюджетным законодательством, Уставом г.о. Тольятти и Положением о бюджетном процессе в г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти от 09.04.2014 № 250 (далее – Положение о бюджетном процессе). Проект бюджета разработан в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области и городского округа, основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
Согласно Прогнозу СЭР в 2025-2026 годах наблюдается тенденция роста совокупного объема отгруженных товаров, работ и услуг, объема инвестиций, среднемесячной заработной платы, розничной торговли. При этом, некоторые показатели имеют тенденцию снижения в 2025-2027 годах в сравнении с фактическими показателями 2023 и 2024 годов, в частности прогнозируется снижение, численности трудовых ресурсов, в том числе занятых в экономике, среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Данный факт может повлиять на объем поступления налога на доходы физических лиц, который занимает наибольший удельный вес в объеме собственных доходов бюджета.
КСП предложено пересмотреть формулировку и значения целевых индикаторов в Стратегии СЭР с учетом изменения внешней и внутренней экономической ситуации в стране и регионе.
2. Основные характеристики бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, представленные на первое чтение: общий объем доходов в сумме: в 2025 году – 13 161 584 тыс.руб. (с учетом безвозмездных перечислений), в 2026 году – 13 734 835 тыс.руб.; в 2027 году – 14 343 219 тыс.руб. Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета г.о. Тольятти в 2025 году составит 12 481 762 тыс. руб., в 2026 году – 12 994 633 тыс. руб., в 2027 году – 13 538 430 тыс. руб. Общий объем доходов на 2025 год по сравнению с уточненным планом 2024 года уменьшился на 9 299 148 тыс. руб. или на 41,4%, на 2026 год общий объем доходов по сравнению с предыдущим периодом увеличен на 4,4% или на 573 251 тыc. руб., на 2027 год - увеличение к уровню 2025 года на 9,0% или на 1 181 635 тыс. руб.
Общий объем расходов составит: в 2025 году – 13 161 584 тыс. руб., в 2026 году – 13 543 915 тыс.руб., в 2027 году – 13 885 684 тыс.руб. По сравнению с оценкой 2024 года наблюдается снижение в 2025 году на 40,3% или на 8 886 993 тыс. руб., в 2026 году по сравнению с предыдущим периодом увеличение на 2,9% или на 382 331 тыс. руб., в 2027 году - рост к уровню 2025 года на 5,5% или на 724 100 тыс. руб.
На 2025 год планируется бездефицитный бюджет; на 2026-2027 годы запланирован профицит в сумме 190 920 тыс.руб. и 457 535 тыс.руб. соответственно.
3. В проекте бюджета учтены целевые поступления из вышестоящих бюджетов в 2025 году в виде дотаций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в сумме 679 822 тыс. руб. На 2026 год дотаций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрено 740 202 тыс.руб., в 2027 году – 804 789 тыс. руб.
4. Предлагается установить верхний предел муниципального долга городского округа Тольятти: на 01.01.2026 года, на 01.01.2027 года, на 01.01.2028 года в сумме 4 368 319 тыс. руб. Установленный предельный объем муниципального долга на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов соответствует требованиям пункта 5 статьи 107 БК РФ. Уровень муниципального долга в 2025 году составляет 35,0% от собственных доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений, в 2026 году – 33,6%, в 2027 году – 32,3%.
Расходы на обслуживание муниципального долга в Проекте бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов планируются: в 2025 году в сумме 415 722 тыс. руб. (или на 278 295 тыс. руб. больше в сравнении с ожидаемым исполнением бюджета за 2024 год); в 2026 году в сумме 716 139 тыс. руб. (или на 300 417 тыс. руб. больше в сравнении с проектом бюджета на 2025 год); в 2027 году в сумме 779 845 тыс. руб. (или на 364 123 тыс. руб. больше в сравнении с проектом бюджета на 2025 год).
Виды долговых обязательств городского округа Тольятти соответствуют видам, предусмотренным статьей 100 БК РФ.
5. Величина резервного фонда для финансирования непредвиденных расходов в 2025-2027 годы предусмотрена в размере 10 000 тыс. руб. ежегодно, что соответствует ч.3 статьи 81 БК РФ.
6. Объем условно утвержденных расходов на 2026 год предусмотрен в сумме 330 339 тыс. руб. (2,5%); на 2027 год –661 223 тыс. руб. (5,0%), что не противоречит п.3 ст.184.1 БК РФ (не менее 2,5 процента общего объема расходов на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов на второй год планового периода (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).
7. В результате работы согласительной комиссии изменились основные характеристики бюджета городского округа Тольятти на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 годов, принятые в первом чтении, а именно: на 2025 год: общий объём доходов увеличен на 1 430 206 тыс.руб. и составил 14 591 790 тыс. руб., общий объём расходов увеличен на 1 430 206 тыс. руб. и составил 14 591 790 тыс. руб., бездефицитный формат бюджета остался без изменения; на 2026 год: общий объём доходов увеличен на 1 527 920 тыс.руб., общий объём расходов увеличивается на 1 527 920 тыс. руб., профицит бюджета в размере 190 920 тыс.руб. остался без изменения; на 2027 год: общий объём доходов увеличен на 898 594 тыс.руб., общий объём расходов также увеличен на 898 594 тыс. руб., профицит бюджета в размере 457 535 тыс.руб. остался без изменения. Также изменены безвозмездные поступления в части межбюджетных трансфертов: общая сумма изменений межбюджетных трансфертов в 2025 году увеличивается на 886 380 тыс.руб. и составляет 1 566 202 тыс.руб.; в 2026 году – увеличены на 986 090 тыс.руб. и составили 1 726 292 тыс. руб.; в 2027 году – увеличены на 315 357 тыс. руб. и составили 1 120 146 тыс.руб.
Объем верхнего предела муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга уменьшился на 21 861 тыс. руб. и составил 4 346 458 тыс. руб. ежегодно. Уровень муниципального долга в 2025 году составляет 33,4% от собственных доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений, в 2026 году – 32,1%, в 2027 году – 30,8%. Расходы на обслуживание муниципального долга в 2025 году сокращаются на 7 466 тыс.руб.; в 2026-2027 годах не изменились.
Объем условно утвержденных расходов увеличивается: в 2026 году на 486 054 тыс.руб. и составляет 816 393 тыс.руб. (5,8%), в 2027 году на 489 072 тыс.руб. и составляет 1 150 295 тыс.руб. (7,9%), что не противоречит п.3 ст.184.1 БК РФ.
8. В соответствии с БК РФ проект бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 25 муниципальных программ. По результатам работы согласительной комиссии увеличено финансирование в рамках муниципальных программ на 2025 год на сумму 2 041 689 тыс. руб. и составит 13 024 990 тыс. руб.; на 2026 год увеличено на сумму 1 351 439 тыс. руб. и составит 10 860 150 тыс. руб.; на 2027 год увеличено на сумму 1 688 870 тыс. руб. и составит 9 431 334 тыс. руб.
9. На проекты решений «О бюджете городского округа Тольятти на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» в 1 чтении и во 2 чтении по итогам согласительной комиссии подготовлены соответствующие заключения. В заключениях на проекты решения Думы КСП проведен анализ показателей прогноза СЭР, обращено внимание на необходимость реализации комплекса мер по прогнозированию и администрированию доходов бюджета с учетом показателей прогноза СЭР, а также использованию других механизмов для увеличения поступлений доходов, в том числе по земельному налогу и налогу, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, принятие нормативного акта по организации платных парковок на территории г.о. Тольятти окажет влияние на увеличение уровня неналоговых доходов.
Также КСП отмечено, что пояснительные записки, представленные с проектами бюджетов в первом и во втором чтении, не содержат пояснения в разрезе видов расходов, разделов (подразделов), муниципальных программ, а также национальных проектов. По итогам проведенного анализа расходов по ГРБС на основании представленных расшифровок и приложений к ним не представилось возможным провести оценку причин значительного роста расходов, по отношению к уточненному плану на 2024 год, а также выделение дополнительных ассигнований по ряду ГРБС.
Информация об итогах экспертизы направлена в Думу городского округа Тольятти и администрацию городского округа Тольятти.