О результатах экспертизы проекта решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
-
:
В соответствии с Планом деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти на 2022 год в период с 31.10.2022 по 21.11.2022 было проведено экспертно-аналитическое мероприятие по оценке проектов бюджета г.о. Тольятти на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в первом и во втором чтениях, в ходе экспертизы установлено:
1. Проекты представлены в порядке и сроки, установленные действующим бюджетным законодательством, Уставом г.о. Тольятти и Положением о бюджетном процессе в г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти от 09.04.2014 № 250 (далее – Положение о бюджетном процессе). Проект бюджета разработан в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области и городского округа, основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
Согласно Прогнозу СЭР некоторые показатели СЭР имеют тенденцию снижения в 2023-2025 годах в сравнении с фактическими показателями 2021 и 2022 годов, в частности прогнозируется снижение, численности трудовых ресурсов, в том числе занятых в экономике), среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Данный факт может повлиять на объем поступления налога на доходы физических лиц, который занимает наибольший удельный вес в объеме собственных доходов бюджета.
Следует отметить рост показателя «численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан» в 2023-2025 годах. Однако, уместно предположить, что рост данного показателя будет достигнут за счет увеличения количества самозанятых граждан (число самозанятых выросло c начала 2022 года на 9,7 тысяч человек) и уменьшения численности работников у субъектов МСП, что также не сможет положительно отразиться на поступление налога на доходы физических лиц, поскольку, рост количества самозанятых граждан и уменьшение работающих по трудовому договору не приведет к увеличению объема поступлений налоговых доходов в бюджет г.о. Тольятти, так как отчисления налога с совокупного дохода производятся в доход регионального бюджета.
2. Основные характеристики бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, представленные на первое чтение: общий объем доходов в сумме: в 2023 году –9 842 506 тыс.руб. (с учетом безвозмездных перечислений), в 2024 году – 10 278 549 тыс.руб.; в 2025 году – 9 711 501 тыс.руб. Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета г.о. Тольятти в 2023 году составит 8 192 811 тыс. руб., в 2024 году – 8 575 375 тыс. руб., в 2025 году – 8 827 133 тыс. руб. Общий объем доходов на 2023 год по сравнению с уточненным планом 2022 года уменьшился на 9 175 435 тыс. руб. или на 51,8%, на 2024 год общий объем доходов по сравнению с предыдущим периодом увеличен на 4,4% или на 436 043 тыc. руб., на 2025 год - снижение к уровню 2023 года на 1,3% или на 131 005 тыс. руб.
Общий объем расходов составит: в 2023 году – 9 842 506 тыс. руб., в 2024 году – 10 088 549 тыс.руб., в 2025 году – 9 516 501 тыс.руб. По сравнению с оценкой 2022 года наблюдается снижение в 2023 году на 52,2% или на 8 992 423 тыс. руб., в 2024 году по сравнению с предыдущим периодом увеличение на 2,7% или на 246 043 тыс. руб., в 2025 году - рост к уровню 2023 года на 5,5% или на 492 801 тыс. руб.
В 2024 году предусмотрен бездефицитный формат бюджета, на 2024 год предусмотрен профицит в сумме 190 000 тыс. руб., на 2025 год – профицит 195 000 тыс. руб.
3. В проекте бюджета учтены целевые поступления из вышестоящих бюджетов – субсидии, субвенции и дотации: на 2023 год – 1 649 695 тыс.руб., на 2024 год субсидии и субвенции в сумме – 818 806 тыс. руб.; на 2025 год – субсидии и субвенции не предусмотрены.
4. Предлагается установить верхний предел муниципального долга городского округа Тольятти: на 01.01.2024 года в сумме 5 153 447 тыс. руб.; на 01.01.2025 года в сумме 4 963 447 тыс. руб.; на 01.01.2026 года в сумме 4 768 447 тыс. руб. установленный предельный объем муниципального долга на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов соответствует требованиям пункта 5 статьи 107 БК РФ. Уровень муниципального долга в 2023 году составляет 62,9% от собственных доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений, в 2024 году – 57,9%, в 2025 году – 54,0%.
Расходы на обслуживание муниципального долга в Проекте бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов планируются: в 2023 году в сумме 393 128 тыс. руб. (или на 130 702 тыс. руб. больше в сравнении с ожидаемым исполнением бюджета за 2022 год); в 2024 году в сумме 551 497 тыс. руб. (или на 158 369 тыс. руб. больше в сравнении с расходами в 2023 году); в 2025 году в сумме 550 000 тыс. руб. (или на 156 872 тыс. руб. больше в сравнении с расходами в 2023 году).
Виды долговых обязательств городского округа Тольятти соответствуют видам, предусмотренным статьей 100 БК РФ.
5. Величина резервного фонда для финансирования непредвиденных расходов в 2024-2026 годы предусмотрена в сумме 10 000 тыс. руб. ежегодно или 0,1% от утвержденных расходов бюджета городского округа на соответствующий год, что не превышает предельную норму, установленную ч. 3 ст. 81 БК РФ (не более 3% общего объема расходов).
6. Объем условно утвержденных расходов: в 2024 году в сумме 282 161 тыс. руб., на 2025 год в сумме 541 725 тыс. руб., что не противоречит п.3 ст.184.1 БК РФ.
7. В результате работы согласительной комиссии изменились основные характеристики бюджета городского округа Тольятти на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов, принятые в первом чтении, а именно: на 2023 год: общий объём доходов увеличен на 212 047 тыс.руб. и составил 10 054 553 тыс. руб., общий объём расходов увеличен на 212 047 тыс. руб. и составил 10 054 553 тыс. руб., формат бездефицитного бюджета не изменился; на 2024 год: общий объём доходов увеличен на 90 650 тыс.руб., общий объём расходов увеличивается на 155 650 тыс. руб., профицит бюджета уменьшен на 65 000 тыс. руб., на 2025 год: общий объём доходов увеличен на 896 521 тыс.руб., общий объём расходов также увеличен на 956 521 тыс. руб., профицит бюджета уменьшен на 60 000 тыс. руб. Также изменены безвозмездные поступления в части межбюджетных трансфертов: общая сумма изменений межбюджетных трансфертов в 2023 году увеличивается на 149 679 составляет 1 799 374 тыс.руб.; в 2024 году – увеличены на 90 650 тыс.руб. и составили 1 793 824 тыс. руб.; в 2025 году – увеличены на 896 521 тыс. руб. и составили 1 780 889 тыс.руб.
Верхний предел муниципального внутреннего долга на 01.01.2024 по сравнению с объемами, утвержденными Решением Думы № 1413, не изменяется, на 01.01.2025 увеличивается на 65 000 тыс.руб. и составляет 5 028 447 тыс.руб.; на 01.01.2026 увеличивается на 125 000 тыс.руб. и составляет 4 893 447 тыс.руб; расходы на обслуживание муниципального долга в 2023-2025 годах, предусмотренные пунктом 18 Проекта решения, остаются без изменений.
8. По результатам работы согласительной комиссии увеличено финансирование в рамках муниципальных программ на 2023 год на сумму 334 980 тыс. руб. (в том числе за счет средств городского бюджета на 185 301 тыс.руб. и на 149 679 за счет средств областного бюджета) и составит 9 368 270 тыс. руб.; на 2024 год увеличено на сумму 149 539 тыс. руб. (в том числе за счет средств городского бюджета на 58 889 тыс.руб. и на 90 650 за счет средств областного бюджета) и составит 7 967 532 тыс. руб.; на 2025 год увеличено на сумму 925 716 тыс. руб. (в том числе за счет средств городского бюджета на 56 099 тыс.руб. и на 869 617 за счет средств областного бюджета) и составит 7 293 706 тыс. руб.
9. На проекты решений «О бюджете городского округа Тольятти на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в 1 чтении и во 2 чтении по итогам согласительной комиссии подготовлены соответствующие заключения. В заключениях на проекты решения Думы КСП проведен анализ показателей прогноза СЭР, обращено внимание на необходимость реализации комплекса мер по прогнозированию и администрированию доходов бюджета с учетом показателей прогноза СЭР, запрошены расчеты по ряду видов доходов, в связи с их непредставлением.
Также КСП отмечен недостаточный уровень качества подготовки пакета документов - пояснительные записки, представленные с проектами бюджетов в первом и во втором чтении, не содержат пояснения в разрезе видов расходов, разделов (подразделов), муниципальных программ, а также национальных проектов.
Информация об итогах экспертизы направлена в Думу городского округа Тольятти и администрацию городского округа Тольятти.