Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти за 2020 год
-
:
В соответствии с полномочиями по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, установленными действующим законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Самарской области, муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти, контрольно-счетной палатой в 2020 году было проведено 165 мероприятий:
- 13 контрольных мероприятий на 22-х объектах контроля с оформлением 12-ти отчетов;
- 3 экспертно-аналитических мероприятия на 3-х объектах контроля;
а также подготовлено:
- 64 экспертных заключений и справок по вопросам бюджета;
- 57 экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов;
- 16 экспертных заключений на проекты муниципальных программ и вновь утвержденные муниципальные программы;
- 12 мероприятий по аудиту в сфере закупок.
В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 № 169, контрольные мероприятия включены в планы контрольной деятельности на основании: поручений Думы городского округа Тольятти - 9, решений Коллегии контрольно-счетной палаты - 3, обращения Счетной палаты Самарской области на участие в совместной проверке по реализации Национального проекта «Экология» - 1.
Не исполнено одно поручение Думы городского округа Тольятти по проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета городского округа Тольятти в 2019 году на реализацию мероприятия 1.2 «Благоустройство общественных территорий городского округа Тольятти» муниципальной программы «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы» по объекту «Итальянский сквер» в связи с изъятием первичных бухгалтерских документов, компьютерной базы, касающейся объекта «Итальянский сквер» у заказчика – Департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти ОЭБ и ПК УМВД России по г.Тольятти.
Кроме того, в рамках осуществления взаимодействия с надзорными органами, сотрудниками контрольно-счетной палаты было подготовлено 20 экспертных заключений по проведенным мероприятиям прокуратурой г. Тольятти и Ставропольского района.
В отчетном периоде объем проверенных средств в результате проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля составил в общей сумме 6 387 476,2 тыс. руб., что на 55,7% превышает показатель 2019 года (4 102 308,0 тыс. руб.), в том числе: выделенных из бюджета городского округа Тольятти – 3 010 874,3 тыс. руб. или 47,1%; средств, полученных от приносящей доход деятельности – 163 645,6 тыс. руб. или 2,6%; по муниципальному имуществу – 1 182 985,5 тыс. руб. или 18,5%; прочих средств (средства акционерных обществ и муниципальных предприятий) – 2 029 970,8 тыс. руб. или 31,8%.
Необходимо отметить, что в 2020 году контрольно-счетной палатой в рамках проведенных контрольных мероприятий также проверялось расходование средств на реализацию Национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Экология». Общий объем проверенных средств составил 1 338 918,6 тыс. руб., из них средства вышестоящих бюджетов – 1 264 385,4 тыс. руб.
Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составил в общей сумме 1 150 908,4 тыс. руб., или 18% к объему проверенных средств, в том числе:
- ущерб бюджету – 411,5 тыс. руб.;
- неэффективные расходы бюджетных средств, выразившиеся в виде избыточных и/или безрезультатных расходах –
136 598,8 тыс. руб.;- недополученный доход бюджета – 18 326,7 тыс. руб.;
- нарушения при осуществлении приносящей доход деятельности – 157,6 тыс. руб.;
- нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности – 114 991,6 тыс. руб.;
- нарушения при ведении бухгалтерского учета – 290 358,5 тыс. руб.;
- прочие нарушения (средства акционерных обществ, муниципальных предприятий, др.) – 590 063,7 тыс. руб.
Нецелевого использования бюджетных средств в 2020 году установлено не было.
Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в 2020 году, на 10,8% превышает объем нарушений, выявленных в 2019 году (1 038 260,2 тыс. руб.).
Согласно информации, представленной администрацией городского округа и объектами контроля в контрольно-счетную палату по итогам рассмотрения отчетов устранены и/или приняты объектами контроля в работу выявленные нарушения и недостатки на сумму 571 348,7 тыс. руб., что составляет 50% от установленных в 2020 году нарушений (1 150 908,4 тыс.руб.).
Следует отметить, что в результате устранения нарушений, выявленных в отчетном периоде, произведено возмещение средств в общей сумме 878,7 тыс. руб., из них: в бюджет города в сумме 740,8 тыс. руб., средства организаций в сумме 137,9 тыс. руб. В рамках исполнения представлений контрольно-счетной палаты планируется к поступлению в бюджет в 2021 году сумма в размере 11 863,9 тыс. руб.
Проведя сравнительный анализ нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятий на объектах контроля за 2019 и 2020 годы, необходимо отметить, что наблюдается увеличение общего объема средств по следующим видам нарушениям:
- нарушениям порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности с 26 612,7 тыс. руб. в 2019 году до 114 991,6 тыс. руб. в 2020 году;
- недополученному доходу бюджета с 1 884,1 тыс. руб. в 2019 году до 18 326,7 тыс. руб. в 2020 году;
- нарушениям при ведении бухгалтерского учета с 33 057,5 тыс. руб. в 2019 году до 290 358,5 тыс. руб. в 2020 году;
- неэффективному использованию средств с 7 229,5 тыс. руб. в 2019 году до 136 598,8 тыс. руб. в 2020 году.
Вместе с тем, следует отметить уменьшение общего объема средств выявленных по:
- причиненному ущербу бюджету с 445,2 тыс. руб. в 2019 году до 411,2 тыс. руб. в 2020 году;
- по прочим нарушениям с 951 811,8 тыс. руб. в 2019 году до 590 063,7 тыс. руб. в 2020 году.
Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде так же выявлялись нарушения и замечания по экспертно-аналитическим мероприятиям.
Проводя общий анализ нарушений при формировании и исполнении бюджета за 2019-2020 годы необходимо отметить следующее. Годовая бюджетная отчетность ежегодно составляется, заполняется и предоставляется ГАБС с нарушением порядка, определенного приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (с изменен.), не оказывающее влияние на достоверность, но приводящие к неполноте раскрываемости показателей бюджетной отчетности и ее информативности.
Несмотря на снижение объема муниципального долга, продолжает сохраняться высокий уровень долговой нагрузки на бюджет и значительный объем расходов на обслуживание долговых обязательств, что приводит к ограничению возможности бюджета по финансированию социально значимых расходов.
При этом необходимо отметить, что в 2020 году наблюдалось снижение расходов на обслуживание муниципального долга, в первую очередь за счет привлечения новых займов с более низкой процентной ставкой для погашения ранее взятых кредитов с высокой процентной ставкой.
В части проведения финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов, связанных с установлением расходных обязательств городского округа Тольятти, необходимо отметить, что в 2020 году поступило от администрации города – 64 проекта, что на 3 проекта больше по сравнению с 2019 годом (61); подготовлено 66 заключений (с учетом имеющих отрицательное заключение в связи с непредставлением необходимой информации в финансово-экономическом обосновании).
По 11 проектам было указано на то, что принятие представленных проектов муниципальных правовых актов возможно только после приведения объемов финансирования муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете, а по 2 проектам муниципальных правовых актов – подготовлены отрицательные заключения в связи с нарушением ч.2 ст.10 Порядка осуществления контрольно-счётной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 № 197 (далее – Порядок), в части предоставления на экспертизу пакета документов не в полном объеме. Замечания были устранены.
По 6-ти проектам муниципальных программ КСП предложено представить финансово-экономические обоснования запланированных мероприятий.
В рамках экспертизы по 2-м вновь утвержденным муниципальным программам указывалось на несоответствие базовых показателей реализации программ фактически достигнутым показателям, а также на необходимость своевременности приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете. Также по 1-ой муниципальной программе предложено представить пояснения по снижению базовых значений индикаторов и увеличения объема финансирования по 2 мероприятиям (информация администрацией не представлена). По 2-м утвержденным муниципальным программам подготовлено 4 отрицательных заключения в связи с нарушением ч.2 ст.10 Порядка в части непредставления финансово-экономического обоснования.
В 2020 году проведено 12 мероприятий по аудиту закупок товаров, работ, услуг общим объемом финансовых средств 2 803 600,8 тыс. руб., что в 6,7 раза превышает объем проверенных средств в 2019 году (417 377,4 тыс. руб.).
По результатам проведения аудита закупок установлены несоблюдения требований Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на общую сумму 75 483,0 тыс. руб., а также в части: полноты, своевременности размещения на сайте закупок необходимой информации и документов; указания в извещениях о проведении запроса котировок минимальных сроков исполнения контрактов; сроков приемки выполненных работ; обоснования начальной максимальной цены контракта; не предъявления штрафных санкций в рамках исполнения контрактов; изменения объемов работ, более чем на 10%, которое подпадает под административную ответственность, определенную Кодексом об административных правонарушениях РФ, о чём направлены информационные письма контролирующим органам.
Следует отметить, что в 2020 году контрольно-счетная палата приняла участие в конкурсе Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Приволжском федеральном округе РФ по номинации «Лучшая практика внешнего муниципального финансового контроля. Аудит в сфере закупок», по результатам которого контрольно-счетная палата городского округа Тольятти заняла 2 место в Приволжском федеральном округе РФ и была награждена Дипломом II степени.
В 2020 году контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий объектам контроля и администрации городского округа Тольятти внесено 11 представлений на общую сумму 339 623,2 тыс. руб.
Объектами контроля исполнено 6 представлений (55%) в полном объеме на общую сумму 256 936 тыс. руб., в стадии исполнения – 5 (45%) представлений на сумму 81 765,5 тыс. руб., из них 3 представления исполнены частично на сумму 921,7 тыс. руб.
По выявленным в 2020 году нарушениям в рамках исполнения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц. При этом необходимо отметить, что по результатам проведения служебных проверок в отношении должностных лиц администрации городского округа Тольятти стали применяться дисциплинарные взыскания в виде замечания с последствиями депремирования.
Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий составлено и направлено в суд 7 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, 7 должностных лиц учреждений привлечено к административной ответственности, из них 2 лица в виде штрафа на сумму 30,0 тыс. руб. и 5 лиц в виде предупреждения. Сумма штрафных санкций поступила в бюджет в полном объеме.
Результаты контрольных мероприятий и принимаемые меры по устранению выявленных нарушений рассматривались на заседаниях постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и депутатской этике Думы городского округа и комиссии при администрации городского округа Тольятти по противодействию коррупции. Также имеется практика комиссионного рассмотрения администрацией городского округа Тольятти представлений с приглашением специалистов контрольно-счетной палаты.
В 2020 году материалы проведенных контрольных мероприятий направлялись в прокуратуру г. Тольятти и У МВД по г. Тольятти.
По результатам рассмотрения материалов, направленных в отчетном периоде прокуратурой города меры прокурорского реагирования не принимались, уголовные дела не возбуждались, в отношении 2-х материалов проводятся проверочные мероприятия.
В рамках соглашения «Об основах взаимодействия», заключенного между контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти и Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области, направлялась информация в налоговый орган с целью проведения мероприятий налогового контроля.
В соответствии с Порядком осуществления контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 №197, информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направлялась в виде отчетов в Думу городского округа Тольятти и главе городского округа Тольятти, а также размещалась на сайте контрольно-счетной палаты.
Сводная информация по итогам работы контрольно-счетной палаты за 2020 год приведена в приложении № 1 к настоящему отчету.
- Приложения: Отчет 2020 Приложение №1.docx