Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти за 2017 год

  •  : a:2:{s:4:"TEXT";s:65508:"

    В 2017 году контрольно-счетная палата осуществляла внешний муниципальный финансовый контроль в соответствии с утвержденными планами работы и полномочиями, установленными действующим законодательством.

    В целях обеспечения надлежащего контроля за управлением бюджетными ресурсами и муниципальным имуществом контрольно-счетной палатой в течение отчетного года посредством реализации предварительного и последующего контроля было проведено:

    - 16 мероприятий на 17 объектах контроля с оформлением 16-ти отчетов, а также подготовлено:

    - 40 экспертных заключений и справок по вопросам бюджета;

    - 80 экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов;

    - 4 экспертных заключения на вновь утвержденные муниципальные программы;

    - 4 заключения на проекты муниципальных программ;

    - 9 мероприятий на 16 объектах контроля по аудиту закупок.

             Следует отметить, что мероприятие может в себя включать несколько проверяемых объектов. Так, контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета городского округа Тольятти в 2015 и 2016 годах на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти и на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов» проведено в двух структурных подразделениях администрации городского округа Тольятти: департаменте городского хозяйства и департаменте дорожного хозяйства и транспорта.

    План работы контрольно-счетной палаты в 2017 году по экспертно-аналитическим и контрольным мероприятиям выполнен на 100%.

    За 2017 год фактически выполнено 16 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля, из них:

    ·                   по поручениям Думы – 15 мероприятий или 94,4%;

    ·                   самостоятельно включено в план – 1 или 5,6% (Анализ и оценка эффективности расходования бюджетных средств на мероприятия муниципальной программы «Ремонт помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти на 2015-2017 годы», на 2015-2016 годы»).

    Кроме того, проведено одно экспертно-аналитическое мероприятие по обращению Прокуратуры г. Тольятти (аудит закупок продуктов питания образовательными учреждениями).

     

    В отчетном периоде объем проверенных средств в результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составил в общей сумме 211 160 930,4 тыс.руб., в том числе: выделенных из бюджета городского округа Тольятти в сумме 2 758 961,9 тыс.руб., или 1,3%; средств, полученных от приносящей доход деятельности в сумме 2 134 493,3 тыс.руб., или 1,0%; прочих средств (муниципальное имущество, средства акционерных обществ и муниципальных предприятий) в сумме 206 267 475,2 тыс.руб., или 97,7%.

    Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составляет в общей сумме 3 616 787,9 тыс.руб., в том числе:

    - нецелевое использование бюджетных средств – 144,8 тыс.руб. (0,01%);

    - ущерб бюджета – 240,4 тыс.руб.(0,01%);

    - неправомерное (необоснованное) предоставление бюджетных
    средств – 41 595,4 тыс.руб. (1,1%);

    - неправомерные (необоснованные) расходы бюджетных средств –
    56 363,5 тыс.руб. (1,5%);

    - недополученный доход бюджета – 96 542,8 тыс.руб. (2,7%);

    -неэффективное использование бюджетных средств – 16 677,5 тыс.руб.

    (0,5%);

    - нарушения при ведении бухгалтерского учета – 1 119 650,2 тыс.руб. (31%);

    - нарушения при осуществлении приносящей доход деятельности – 5 203,0 тыс.руб. (0,1%);

    - прочие нарушения (муниципальное имущество, средства акционерных обществ и муниципальных предприятий) – 2 280 370,3 тыс.руб. (63%). (Приложение №1 к отчету).

    Кроме того, в 2017 году установлены риски потерь бюджета от использования муниципального имущества - земельных участков на сумму 205 780,9 тыс. руб. и риски неправомерного расходования бюджетных средств на выполнение проектов планировки с проектом межевания территории на сумму 17 400,0 тыс.руб.

    Согласно информации, представленной администрацией городского округа и объектами контроля в контрольно-счетную палату по итогам рассмотрения Отчетов, большая часть предложений контрольно-счетной палаты по устранению выявленных нарушений и недостатков учтены и приняты объектами контроля в работу на сумму 3 295 765,7 тыс.руб., что составляет 91,1% от установленных в 2017 году нарушений                       (3 616 787,9 тыс.руб.). (Приложение № 2 к отчету).

    В результате устранения выявленных в 2016-2017 годах нарушений поступило в бюджет городского округа 3 194,9 тыс.руб., что на 1 877,7 тыс. руб. больше, чем в 2016 году (1 317,2 тыс. руб.)

     

    Сравнительный анализ результатов проведенных

    мероприятий на объектах контроля за 2016 и 2017 годы

     

    В 2017 году проведено 16 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что соответствует показателю 2016 год (16).

    Объем проверенных средств в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 194 347 627,2 тыс.руб. (211 160 930,4 тыс. руб. - 16 813 303,2 тыс.руб.), или в 12 раз.

    Из анализа объема проверенных средств следует, что в 2017 году прочие средства (муниципальные предприятия, муниципальное имущество, средства акционерных обществ) в общем объеме составляют 97,7%. Увеличение объема проверенных средств в 2017 году произошло за счет проверок: поступления доходов от арендной платы за земельные участки; использования коммунальных сетей и объектов теплоэнергетики городского округа Тольятти, находящихся в муниципальной собственности.

             Анализ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверяемым объектам представлен в таблице 1.

    Таблица 1 (кол-во)

    Проверяемые объекты

    2016 год

    2017 год

    Муниципальные предприятия

    4

    1

    Муниципальные учреждения

    8

    6

    Структурные подразделения администрации (ГРБС)

    13

    8

    Автономные некоммерческие организации

    2

    -

    Муниципальные фонды и прочие

    1

    -

    Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью

    -

    2

    Итого

    28

    17

     

    В 2017 году уменьшение количества проверяемых объектов контроля связано с увеличением объемов проверенных бюджетных средств, выделенных главным распорядителям: департаменту градостроительной деятельности администрации городского округа Тольятти в рамах исполнения мероприятий муниципальных программ; департаменту городского хозяйства администрации городского округа Тольятти по ремонту дворовых территорий и благоустройству территории городского округа; департаменту дорожного хозяйства и транспорта администрации городского округа Тольятти по ремонту автомобильных дорог общего пользования; департаменту по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа по вопросу поступления доходов от арендной платы за земельные участки и использования коммунальных сетей и объектов теплоэнергетики городского округа, а так же проведением двух проверок хозяйствующих субъектов - акционерных обществ (ОАО «Лифтэлектросервис», ОАО «ДРСУ»).

    Сравнительный анализ нарушений, установленных по результатам проведенных мероприятий на объектах контроля за 2016 и 2017 годы, показывает:

    - увеличение по сравнению с 2016 годом прочих нарушений на 267 877,0 тыс.руб. (2 280 370,3 тыс.руб. - 2 012 493,3 тыс.руб.), или на 12%, которое в основном связано с нарушениями, установленными в использовании недвижимого имущества муниципальной казны;

    - увеличение по сравнению с 2016 годом по недополученному доходу бюджета на 17 752,1 тыс.руб. (96 542,8 тыс.руб. - 78 790,7 тыс.руб.), или на 18%, которое установлено от использования земельных участков городского округ и от использования коммунальных сетей и объектов теплоэнергетики;

    - увеличение по сравнению с 2016 годом по нарушениям при ведении бухгалтерского учета на 806 700,3 тыс. руб. (1 119 650,2 тыс.руб. – 312 949,9 тыс. руб.), или в 3,6 раза, которое установлено вследствие недостоверных данных, отраженных в реестре муниципальной казны по земельным участкам; недостоверных отчетных данных проверенных организаций;

    - снижение по сравнению с 2016 годом нецелевого использования бюджетных средств на 57,1%.

    Так же, проведенными мероприятиями в отчетном периоде установлено:

    - ущерб бюджета в сумме 240,4 тыс.руб. при проверке департамента городского хозяйства администрации городского округа по использованию бюджетных средств на выполнение работ по дворовым территориям;

    - неэффективное использование объектами контроля бюджетных средств в сумме 16 677,5 тыс.руб., которое сложилось в основном от использования бюджетных средств на выполнение муниципального задания МАУ «Агентство экономического развития»;

    - нарушения при осуществлении приносящей доход деятельности в сумме 5 203,0 тыс.руб. (МАУ «Агентство экономического развития», МБУ «Парки города», МБУ «Архитектура и градостроительство»).

     

    Краткая характеристика нарушений

     

    Одной из проблем, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, является систематическое несоблюдение норм бюджетного законодательства при формировании муниципального задания на выполнение муниципальных услуг.

    Так например, при проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств (в том числе субсидий), выделенных в 2015-2016 годах из бюджета городского округа Тольятти муниципальному автономному учреждению городского округа Тольятти «Агентство экономического развития» (далее - МАУ «АЭР») и средств от приносящей доход деятельности, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление МАУ «АЭР», контрольно-счетной палатой установлены замечания по формированию муниципального задания по главному распорядителю бюджетных средств – департаменту экономического развития администрации городского округа Тольятти.

    Департаментом экономического развития формирование и исполнение муниципального задания для подведомственного учреждения – МАУ «АЭР» осуществляется формально, а именно: муниципальное задание формируется без экономического обоснования финансовых затрат на единицу муниципальных услуг, что приводит к завышению планируемой суммы субсидии на выполнение муниципального задания, вследствие чего финансирование выполнения муниципальных заданий для МАУ «АЭР» в проверяемых периодах признано необоснованным в сумме 10 448,0 тыс.руб.

    Такой подход главного распорядителя бюджетных средств к расчету финансового обеспечения выполнения муниципального задания приводит к выделению субсидий подведомственному учреждению в необоснованных объемах, что нарушает принцип эффективности (экономного и результативного) расходования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие механизма контроля и ответственности за целевым и эффективным использованием бюджетных средств сводится только к контролю главного распорядителя бюджетных средств за своевременным предоставлением отчетов подведомственного учреждения.

    Так же со стороны департамента экономического развития, как главного распорядителя бюджетных средств отсутствует контроль за формированием услуг, оказываемых МАУ «АЭР» за плату, за финансово-экономическим обоснованием стоимости оказываемых платных услуг и согласованием данных услуг с главным распорядителем бюджетных средств.

    В соответствии с государственной политикой, проводимой в области реструктуризации бюджетного сектора экономики с целью повышения эффективности бюджетных расходов, изменение организационно-правовых форм муниципальных учреждений способствует функционированию автономных учреждений в рыночных условиях. При этом автономные учреждения получили право самостоятельно распоряжаться доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и расходовать средства без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проводимые меры направлены на уменьшение нагрузки бюджета по финансированию автономных учреждений.

    Однако, при проведении контрольного мероприятия в отношении МАУ «АЭР» установлено, что в проверяемых периодах бюджетная нагрузка по финансированию данного учреждения не уменьшается, а наоборот ежегодно увеличивается (например, в 2016 году более, чем на 70% по сравнению с 2015 годом), что не способствует эффективности расходования бюджетных средств.

    В ходе контрольного мероприятия установлены факты расходования средств субсидии на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели МАУ «АЭР» по оказанным услугам по мероприятиям, не согласованным с департаментом экономического развития. Учреждение самостоятельно, без согласования с Учредителем, определило темы и количество проведения мероприятий, что способствует возникновению коррупционных рисков в использовании бюджетных средств, в части возможности осуществления должностными лицами действий по своему усмотрению.

    Так же, как и в предыдущем периоде, при формировании муниципального задания главным распорядителем бюджетных средств (департамент городского хозяйства), в целях экономного и результативного использования бюджетных средств, не в полной мере проводится анализ оказываемых услуг (работ) подведомственными учреждениями для исключения дублирования этих услуг (МБУ «Парки города»).

    Необходимо отметить, что главными распорядителями бюджетных средств (департамент городского хозяйства) не в полной мере осуществляется контроль за фактически выполненными объемами работ и их качеством.  

    Так, при проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств на устройство зон с размещением малых архитектурных форм и спортивного оборудования, в том числе тренажерных площадок для детей, подростков и взрослых в рамках муниципальной программы «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015-2024 годы» установлена замена одних материалов и видов работ на другие, что является изменением существенных условий контракта и согласно действующему законодательству не допускается. В результате чего, оплата выполненных работ, несоответствующих смете и техническому заданию в сумме 2 392,7 тыс. руб. признана неправомерной, и в настоящее время по данным фактам проводится проверка прокуратурой города.

            Контрольно - счетной палатой в 2017 году проведена проверка целевого и эффективного использования главными распорядителями бюджетных средств - департаментом дорожного хозяйства и транспорта и департаментом городского хозяйства администрации городского округа бюджетных средств на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти и на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2014-2020 гг.», которой установлены     необоснованные расходы средств бюджета на сумму 13 421,4 тыс.руб. в связи с необоснованной стоимостью работ по утилизации отходов бетонолома и размещению строительных отходов.

    Так же контрольно-счетной палатой отмечено, что администрацией городского округа не в полном объеме принимаются меры по осуществлению вторичного использования демонтированных материалов, в связи с чем упущена возможность в получении дополнительного дохода в бюджет городского округа, который согласно заключению независимой экспертизы может достигать 60% от стоимости демонтированных материалов и работ по вывозу и размещению строительных отходов.

    При проведении контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий установлен ряд нарушений по учету и использованию муниципального имущества городского округа в департаменте по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа.

    Для достижения большей эффективности управления муниципальным имуществом и использования земельных ресурсов необходимо совершенствование системы учёта муниципального имущества.

              Контрольно - счетной палатой городского округа Тольятти в 2017 году проведены проверки по данному направлению, тем самым выявлены риски потерь бюджета на сумму 205 780,9 тыс. руб., а именно:

    ·               «Проверка использования коммунальных сетей и объектов теплоэнергетики городского округа Тольятти, находящихся в муниципальной собственности и переданных в пользование ресурсоснабжающим организациям по договорам безвозмездного пользования, за период с 2014 по 2016 годы». При проверке установлены потери бюджета городского округа в результате безвозмездного использования объектов теплоэнергетики городского округа теплоснабжающими организациями на сумму                     23 303,6 тыс. руб. В настоящее время администрацией городского округа проводится ряд мероприятий по передаче данных объектов в концессию или аренду, что создает возможность для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики и повышение эффективности использования муниципального имущества.

    ·          «Проверка полноты и своевременности поступления в бюджет городского округа Тольятти за 2015 - 2016 годы доходов в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, администрируемые департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Тольятти». При проверке установлены потери бюджета городского округа в сумме 49 660,8 тыс. руб.: в виде недополученного дохода в бюджет городского округа Тольятти от недоначисленной арендной платы за земельные участки (13 878,9 тыс. руб.); в виде недополученного дохода от продажи земельного участка (208,3 тыс.руб); в виде недополученной платы за фактическое использование земельного участка (366,2 тыс. руб.); в виде недополученного дохода от штрафных санкций за неисполнение условий договора (114,9 тыс. руб.); в виде недополученного дохода от арендной платы в связи с пропуском сроков исковой давности по взысканию задолженности по договорам аренды (35 092,5 тыс. руб.). Кроме того, в связи с ликвидацией (банкротством) должников-арендаторов возникли риски недополучения доходов бюджетом городского округа от взыскания сумм задолженности по арендной плате (132 816,5 тыс. руб.). Также установлено использование земельных участков без оформления договоров аренды. Следует отметить, что рациональное использование земельных ресурсов; выявление пользователей, не оформивших правоустанавливающие документы на используемые земельные участки, является резервом для пополнения неналоговых доходов бюджета городского округа

    По результатам проведенного контрольного мероприятия с целью получения дополнительных доходов бюджета городского округа департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Тольятти принят ряд мер, а именно: выставлены расчеты за фактическое пользование земельными участками 31 пользователю на сумму 3 029,0 тыс. руб.; в случае заключения концессионных соглашений по передаче объектов инженерной инфраструктуры планируется заключение договоров аренды земельных участков; подготовлены и переданы документы в Управление административной практики и контроля для взыскания в судебном порядке сумм неосновательного обогащения; земельный участок включен в Программу приватизации на 2018 год; ведется работа по проведению процедуры торгов в отношении неиспользуемых земельных участков; решается вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования.

    При проверке ведения учета недвижимого имущества, находящегося в казне городского округа по вышеуказанным контрольным мероприятиям установлены нарушения Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества на сумму                   1 675 046,0 тыс. руб., между тем ведение реестра муниципального имущества необходимо для составления полной и достоверной информации о состоянии муниципального имущественного комплекса. В целях устранения выявленных нарушений департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Тольятти осуществлена внутренняя проверка реестра муниципальной собственности с целью текущей актуализации сведений об объектах муниципальной казны.

    Так же одна из проверок, проведенных контрольно - счетной палатой городского округа в 2017 году - «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета городского округа Тольятти в 2015 и 2016 годах по главному распорядителю бюджетных средств «Департамент градостроительной деятельности администрации городского округа Тольятти» в рамках исполнения мероприятий муниципальных программ». При проверке департамента градостроительной деятельности администрации городского округа установлено ненадлежащее исполнение им функций и полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Допускается приемка и неправомерная оплата фактически невыполненных работ, а также не осуществляется строительный контроль на объектах, что впоследствии влечет дополнительные расходы бюджета (дом экономического класса по адресу: ул. Пугачевская,40).

    Кроме того, по контрактам, заключенным департаментом градостроительной деятельности администрации на выполнение проектов планировки с проектом межевания территории, выявлено неправомерное расходование средств в сумме 4 770,0 тыс. руб. (проект планировки 17-А квартала) и риски неправомерного расходования бюджетных средств на сумму 17 400,0 тыс.руб. в связи с отсутствием согласования проектов с ресурсоснабжающими организациями, заинтересованными физическими и юридическими лицами – правообладателями земельных участков, а также в дублировании выполненных работ (проекты планировки мкр. «Портовый», Центральной зоны отдыха Центрального района, а также территории, ограниченной улицами Кирова, Лесная, Комсомольская и границей леса в Центральном районе г.Тольятти).

    По результатам проведенного контрольного мероприятия контрольно - счетной палатой установлены потери бюджета в виде недополученных дополнительных доходов на сумму 19 420,6 тыс. руб. в результате бездействия департамента градостроительной деятельности по взысканию неустойки за просрочку или неисполнение исполнителями обязательств по контрактам: не направление претензий исполнителям; не обращение взыскания на обеспечение по контракту, а именно: не предъявления требований к гаранту по банковским гарантиям; не предъявление исков в суд (10 936,4 тыс. руб.); а также в результате применения неправильного значения ключевой ставки Центробанка при расчете пени (8 484,2 тыс. руб.).

    При проведении проверок акционерных обществ установлена тенденция снижения доходов от осуществления основных видов деятельности обществ, предусмотренных уставами и увеличения доходов от сдачи имущества в аренду по дополнительным видам деятельности (АО «Лифтэлектросервис»). Так же установлены факты необоснованных (экономически неоправданных) расходов обществ, что приводит к занижению конечного результата финансово-хозяйственной деятельности субъектов и соответственно, негативно отражается на получении дивидендов акционерами обществ (АО «Лифтэлектросервис», ОАО «ДРСУ»). В целях устранения выявленных нарушений Советом директоров АО «Лифтэлектросервис» определены меры и приняты соответствующие решения с определением срока исполнения.

    Необходимо отметить, что в 2017 году установлено использование недвижимого имущества без его ввода в эксплуатацию (стадион «Труд»), а также недостоверный бухгалтерский учет в части отражения несуществующих объектов основных средств (МБУ СДЮСШОР №12 «Лада»).

    Часто встречающимся нарушением, является нарушение Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» в части отсутствия оформленной государственной регистрации на объекты недвижимого имущества (МБУДО СДЮСШОР № 12 «Лада», МБУ «Парки города», МУП «Звездный», объекты муниципальной казны). (Приложение № 2 к отчету).

     

    Контроль исполнения и формирования бюджета

    городского округа Тольятти

     

    Важное значение при осуществлении контроля за исполнением бюджета городского округа Тольятти уделялось обеспечению системной взаимосвязи бюджетного контроля с проводимыми контрольно-счетной палатой мероприятиями в рамках экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности.

    Внешней проверкой исполнения бюджета городского округа Тольятти в 2017 году установлены факты нарушения главными распорядителями бюджетных средств порядка составления, заполнения и представления годовой бюджетной отчетности, определенного приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2015 №209н) (далее – Инструкция), отдельные нарушения носит системный характер, что свидетельствуют о формальном подходе главных распорядителей бюджетных средств к заполнению отдельных форм, а также к проверке указанных форм финансовым органом.

    Вместе с тем, контрольно-счетная палата считает необходимым отметить, что большинство рекомендаций контрольно-счетной палаты по результатам проверок главных распорядителей бюджетных средств прошлого года были исполнены, проделана соответствующая работа по их устранению.

    По результатам проверки отчета по исполнению бюджета за 2016 год отмечен крайне высокий уровень долговой нагрузки на бюджет и значительный объем расходов на обслуживание долговых обязательств, что приводит к ограничению возможности бюджета по финансированию социально значимых расходов. Высокая степень обслуживания долговых обязательств обусловлена структурой привлеченных заимствований (более 90% составляют кредиты коммерческих банков), в структуре обслуживании муниципального долга 95% составляют расходы на обслуживание кредитов коммерческих банков), что создает риски для долговой устойчивости бюджета городского округа, связанные с ухудшением условий кредитования в банках и проблематичностью рефинансирования в дальнейшем указанных долговых обязательств.

    В рамках контроля исполнения бюджета городского округа в 2017 году контрольно-счетной палатой осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета, проводилась экспертиза проектов решений Думы о внесении изменений в действующее решение о бюджете городского округа Тольятти.

    За 2017 год контрольно-счетной палатой подготовлены заключения на 20 проектов решений Думы о внесении изменений в решение Думы городского округа Тольятти от 07.12.2016 № 1274 «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В процессе работы над проектами решений по изменениям в бюджет, администрацией городского округа предоставлялась дополнительная информация и пояснения на замечания контрольно-счетной палаты.

    Проведение ежеквартального мониторинга исполнения бюджета городского округа Тольятти позволило отслеживать выполнение показателей бюджета городского округа в режиме реального времени. Контрольно-счетной палатой подготовлено три заключения на отчеты администрации об исполнении бюджета городского округа Тольятти за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2017 года. Информация о результатах экспертизы отчетов об исполнении бюджета городского округа Тольятти размещены на официальном сайте контрольно-счетной палаты.

    В течение 2017 года контрольно-счетная палата отмечала систематическое недовыполнение плановых показателей по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и доходам от продажи материальных и нематериальных активов.

    Так же было отмечено, что сохранение высоких объемов заимствований не только приводит к росту расходов на погашение долговых обязательств, но и требует в дальнейшем дополнительных привлечений средств, что существенно снижает долговую устойчивость муниципального бюджета.

    В рамках предварительного контроля бюджета в 2017 году проводилась экспертиза проекта решения Думы «О бюджете городского округа Тольятти на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», по результатам которой отмечены существующие проблемы и риски по обеспечению доходной части бюджета.

    Контрольно-счетной палатой отмечено, что в качестве источников финансирования бюджета не планируется использование остатков средств на счете бюджета. Указанные факты свидетельствуют о недостаточно эффективном планировании источников финансирования дефицита бюджета.

    Контрольно-счетная палата обратила внимание на необходимость реализации комплекса мер по эффективному администрированию местных налогов и минимизации задолженности по налогам, поступающим в бюджет города сосредоточения усилий на поиске новых источников пополнения доходов бюджета, в том числе рассмотреть различные варианты использования муниципальной собственности. В проекте бюджета установленный предельный объем муниципального долга на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов соответствует требованиям пункта 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, общий объем муниципального долга приблизился к своему предельно допустимому значению. В случае невыполнения плана по доходам возникают риски неисполнения расходных обязательств бюджета городского округа.

    Кроме того отмечено, что сохраняется многолетняя тенденция по увеличению объема муниципального долга городского округа Тольятти,   что идет в разрез с рекомендациями по долговой политике в Российской Федерации.

    Контрольно-счетной палатой отмечено, что администрации городского округа Тольятти необходимо осуществлять взвешенную финансовую политику, направленную на регулирование кредитной деятельности, проводить работу по совершенствованию механизма эффективного управления и реструктуризации муниципального долга с целью недопущения срывов в исполнении расходных обязательств городского округа Тольятти.

     

    Экспертиза проектов муниципальных правовых актов

     

    В 2017 году в целях проведения финансово-экономической экспертизы в контрольно-счетную палату от администрации городского округа поступило 75 проектов муниципальных правовых актов, касающихся расходных обязательств городского округа Тольятти, что на 1 проект меньше по сравнению с 2016 годом (76).

    В 2017 году экспертно-аналитическим отделом контрольно-счетной палаты подготовлено 80 заключений на проекты муниципальных правовых актов, в том числе 5 – отрицательных (6,3%). Необходимо отметить, что в 2016 году контрольно-счетной палаты подготовлено 10 отрицательных заключений на проекты муниципальных правовых актов, следовательно, видна тенденция повышения качества подготовки документов разработчиками при направлении на экспертизу.

    При отрицательных экспертизах проводился возврат документов, основными причинами которого являлись: недостаточное финансово-экономического обоснование (4), принятие новых расходных обязательств не согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации или противоречит действующему законодательству (1). Все проекты направлены для проведения повторной экспертизы, подготовлено 5 повторных заключений, замечания устранены.

    Кроме того, контрольно-счетной палатой установлено, что администрацией городского округа Тольятти принят муниципальный правовой акт, касающийся расходных обязательств без направления на финансово-экономическую экспертизу (департамент городского зозяйства).

     

    Экспертиза проектов муниципальных программ,

    муниципальных программ

     

    В 2017 году проведена финансово-экономическая экспертиза                4-х проектов муниципальных программ, заключения направлены в Думу городского округа Тольятти.

    Кроме того, проведена экспертиза 4-х вновь утвержденных муниципальных программ.

    Основными замечаниями в рамках экспертизы муниципальных программ являлись:

    1)       дублирование мероприятий в разных муниципальных программах;

    2)       недостаточность представленных финансово-экономических обоснований запланированных объемов финансирования муниципальной программы;

    3)       установление индикаторов реализации программы ниже уровня, достигнутого ранее.

    Фактически, цель экспертизы муниципальных программ заключается в профилактике нарушений на стадии планирования бюджетных расходов и выявления рисков неэффективного расходования бюджетных средств.

     

    Аудит закупок

     

    Аудит закупок, товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в отчетном периоде проводился в части анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

    В 2017 году проведено 9 мероприятия по аудиту закупок на 16 объектах контроля. Общий объем финансовых средств, охваченный аудитом закупок составил 439 369,0 тыс. руб., что на 50,7% больше, чем в 2016 году (222 848,0 тыс.руб.).

    По результатам проведения аудита закупок установлены несоблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части: полноты, своевременности размещения на сайте закупок необходимой информации и документов; размещения отчетов с нарушением установленных сроков; размещения банковских гарантий в реестре банковских гарантий; экспертиза поставленного товара в ряде случаев не проводилась; указания в извещениях о проведении запроса котировок минимальных сроков заключения контрактов, чем создаются преимущественные условия участникам, выражающиеся в ограничении их числа и прочие.

    Также устанавливались факты, когда заказчики не использовали право требования уплаты неустойки (пени, штрафа) за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, в результате чего недополученный доход составил на общую сумму 3 769,2 тыс. руб.

    Результаты аудита представлялис";

  • Приложения: Приложение № 1.docxПриложение № 3.docxПриложение №2.docx