О результатах внешней проверки годового отчета «Об исполнении бюджета городского округа Тольятти за 2021 год

  •  :

    В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 73,74 Устава городского округа Тольятти, ст. 10 Положения о  контрольно-счетной палате городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю в период с 25.02.2022 по 29.04.2022 были проведены экспертно-аналитические мероприятия по внешней проверке годового отчета и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2021 год, в ходе которого отмечено следующее: 1. Годовая отчетность представлена в соответствии с требованиями и сроками, установленными Бюджетным кодексом РФ и статьей 22 Положения о бюджетном процессе в городском округе Тольятти. Установлены нарушения требований к составлению бюджетной отчетности, в части включения показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета. 2. В 2021 году изменения в решение Думы от 08.12.2020 № 787 «О бюджете городского округа Тольятти на 2021 год и  плановый период 2022 и 2023 годов» вносились 9  раз, при этом параметры бюджета изменялись 9 раз, с учетом внесенных изменений доходная часть бюджета увеличена на 6 108 280 тыс. руб. и в окончательной редакции составили 16 486 009 тыс. руб., расходы увеличены на    6 039 406 тыс. руб. и составили 16 417 135 тыс. руб., бездефицитный формат бюджета изменен на профицит и составил 68 874 тыс. руб. 3. Бюджет городского округа Тольятти за 2021 год исполнен: по доходам в размере 16 330 107 тыс. руб. или на  99,1%, по расходам в размере 15 794 445 тыс. руб. или на  96,2%,  бюджет исполнен с профицитом – 535 662 тыс. руб. 

    Поступления налоговых доходов в бюджет городского округа Тольятти в  2021 году составили - 6 690 067 тыс. руб. или 100,1% от плана, неналоговых доходов  - 848 910 тыс. руб. или 104,3% от плана.  Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней составили 53,8% или 8 791 130 тыс. руб. и превысили размер собственных доходов бюджета, что говорит о прямой зависимости бюджета городского округа Тольятти от поступлений средств вышестоящих бюджетов.

    Бюджет сохраняет социальную направленность. Исполнение расходов по отраслям социального блока составило 10 543 384 тыс. руб. или 65,1 процента в общем объеме расходов бюджета, в том числе: образование – 8 657 612 тыс. руб., культура – 585 817 тыс. руб., социальная политика – 799 264 тыс. руб., физическая культура и спорт – 500 691 тыс. руб.

    По  муниципальным программам за 2021 год кассовое исполнение составило 95,9% в общем объеме расходов бюджета. Наиболее низкий процент исполнения сложился по МП «Капитальный ремонт многоквартирных домов» -  40,1%.

    В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета городского округа Тольятти в 2021 году исполнение расходов осуществляли 19 главных распорядителей бюджетных  средств. Наиболее  низкий процент исполнения за 2020 год сложился по  ГРБС Отдел потребительского рынка – 65,2%.   

    По состоянию на 01.01.2022 кредиторская задолженность бюджета городского округа Тольятти составила 760 478 тыс. руб.  Наибольшая кредиторская  задолженность приходится на  Департамент финансов –  646 118 тыс. руб. и Департамент городского хозяйства  – 47 801 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2022 дебиторская задолженность бюджета городского округа Тольятти составила сумму 19 359 335  тыс. руб. и увеличилась по сравнению с началом года.

    Объем муниципального долга по состоянию на 01 января 2022 года составил 5 300 000   тыс. руб. или 70,3% от собственных налоговых и неналоговых поступлений,  и по сравнению с показателями на 01 января 2021 года, снизился на 400 000 тыс. руб. В структуре муниципального долга 100% составляют долговые обязательства по кредитам кредитных организаций, что создает риски для долговой устойчивости бюджета городского округа.  

    Программа Приватизации за 2021 год исполнена в общей сумме  14 441,7 тыс. руб., что составляет 20,0% от запланированного (72 266,2 тыс. руб.).

    В ходе проверки отчетности главных администраторов бюджетных средств   установлены факты расхождения показателей отдельных форм консолидированной бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность по части главных распорядителей бюджетных средств представлена с незначительными нарушениями требований, установленных Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н.

    По итогам проведения проверки администрации предложено повысить достоверность прогнозирования и эффективность администрирования доходов бюджета, продолжить работу по разработке и реализации комплекса мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета городского округа; обеспечить соответствия показателей сводной бюджетной росписи решению Думы городского округа Тольятти о бюджете, производить своевременное внесение изменений в бюджет при исполнении бюджета городского округа в части межбюджетных трансфертов; продолжить работу, направленную на осуществление контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств; в соответствии со ст.21 Положения о бюджетном процессе, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 09.04.2014 №250, обеспечить  контроль за составлением бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств, а также обеспечить соответствие показателей форм регистрам бухгалтерского учета главных администраторов бюджетных средств, не допускать несбалансированности параметров прогноза социально-экономического развития и параметров бюджета городского округа Тольятти, повысить эффективность управления имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, а также акциями акционерных обществ, находящимися в муниципальной собственности.