О результатах экспертизы проекта решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

  •  :

    В соответствии с Планом деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти на 2023 год в период с 26.10.2023 по 20.11.2023 было проведено экспертно-аналитическое мероприятие по оценке проектов бюджета г.о. Тольятти на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в первом и во втором чтениях, в ходе экспертизы установлено:

    1. Проекты представлены в порядке и сроки, установленные действующим бюджетным законодательством, Уставом г.о. Тольятти и Положением о бюджетном процессе в г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти от 09.04.2014 № 250 (далее – Положение о бюджетном процессе). Проект бюджета разработан в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области и городского округа, основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

    Согласно Прогнозу СЭР некоторые показатели имеют тенденцию снижения в 2024-2026 годах в сравнении с фактическими показателями 2022 и 2023 годов, в частности прогнозируется снижение, численности трудовых ресурсов, в том числе занятых в экономике, среднесписочной численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Данный факт может повлиять на объем поступления налога на доходы физических лиц, который занимает наибольший удельный вес в объеме собственных доходов бюджета.

    КСП предложено пересмотреть формулировку и значения целевых индикаторов в Стратегии СЭР с учетом изменения внешней и внутренней экономической ситуации в стране и регионе.

    2. Основные характеристики бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период, представленные на первое чтение: общий объем доходов в сумме: в 2024 году – 11 066 145 тыс.руб. (с учетом безвозмездных перечислений), в 2025 году – 10 853 902 тыс.руб.; в 2026 году – 11 251 293 тыс.руб. Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета г.о. Тольятти в 2024 году составит 9 326 545 тыс. руб., в 2025 году – 10 127 425 тыс. руб., в 2026 году – 10 587 113 тыс. руб. Общий объем доходов на 2024 год по сравнению с уточненным планом 2023 года уменьшился на 8 086 104 тыс. руб. или на 57,8%, на 2025 год общий объем доходов по сравнению с предыдущим периодом уменьшен на 1,9% или на 212 243 тыc. руб., на 2026 год - увеличение к уровню 2026 года на 3,6% или на 397 391 тыс. руб.

    Общий объем расходов составит: в 2024 году – 11 651 831 тыс. руб., в 2025 году – 10 853 902 тыс.руб., в 2026 году – 11 251 293 тыс.руб. По сравнению с оценкой 2023 года наблюдается снижение в 2024 году на 61,6% или на 7 246 490 тыс. руб., в 2025 году по сравнению с предыдущим периодом снижение на 6,8% или на 797 929 тыс. руб., в 2026 году - рост к уровню 2025 года на 3,7% или на              397 391 тыс. руб.

    Дефицит бюджета в 2024 году – 585 686; в 2025 и 2026 годах предусмотрены бездефицитные форматы бюджетов.

    3. В проекте бюджета учтены целевые поступления из вышестоящих бюджетов – субсидии и дотации: на 2024 год – 1 433 524 тыс.руб., на 2025 год – 726 477 тыс. руб.; на 2024 год – 664 180 тыс.руб.

    4. Предлагается установить верхний предел муниципального долга городского округа Тольятти: на 01.01.2025 года в сумме 4 900 000 тыс. руб.; на 01.01.2026 года в сумме 4 900 000 тыс. руб.; на 01.01.2026 года в сумме 4 900 000 тыс. руб. установленный предельный объем муниципального долга на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов соответствует требованиям пункта 5 статьи 107 БК РФ. Уровень муниципального долга в 2024 году составляет 50,9% от собственных доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений, в 2025 году – 48,4%, в 2026 году – 46,3%.

    Расходы на обслуживание муниципального долга в Проекте бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов планируются: в 2024 году в сумме 418 675 тыс. руб. (или на 230 733 тыс. руб. больше в сравнении с ожидаемым исполнением бюджета за 2023 год); в 2025 году в сумме 485 645 тыс. руб. (или на 66 970 тыс. руб. больше в сравнении с расходами в 2024 году); в 2026 году в сумме 625 683 тыс. руб. (или на 207 008 тыс. руб. больше в сравнении с расходами в 2025 году).

    Виды долговых обязательств городского округа Тольятти соответствуют видам, предусмотренным статьей 100 БК РФ.

    5. Величина резервного фонда для финансирования непредвиденных расходов в 2024-2026 годы предусмотрена: в 2024 году - в размере 10 000 тыс. руб.; в 2025-2026 годах – в размере 3 000 тыс. руб. ежегодно, что что соответствует ч.3 статьи 81 БК РФ.

    6. Объем условно утвержденных расходов: в 2025 году увеличивается – на 65 656 тыс. руб. и составляет 401 363 тыс. руб.; в 2026 году уменьшается – на 55 575 тыс. руб. и составляет 543 174 тыс. руб., что не противоречит п.3 ст.184.1 БК РФ (не менее 2,5 процента общего объема расходов на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов на второй год планового периода (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

    7. В результате работы согласительной комиссии изменились основные характеристики бюджета городского округа Тольятти на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов, принятые в первом чтении, а именно: на 2024 год: общий объём доходов увеличен на 376 006 тыс.руб. и составил 11 442 151 тыс. руб., общий объём расходов увеличен на 376 006 тыс. руб. и составил 12 027 837 тыс. руб., дефицит бюджета не изменился и составляет 285 686 тыс. руб.; на 2025 год: общий объём доходов увеличен на 361 942 тыс.руб., общий объём расходов увеличивается на 361 942 тыс. руб., бездефицитный формат бюджета остался без изменения, на 2026 год: общий объём доходов увеличен на 239 759 тыс.руб., общий объём расходов также увеличен на 239 759 тыс. руб., бездефицитный формат бюджета остался без изменения. Также изменены безвозмездные поступления в части межбюджетных трансфертов: общая сумма изменений межбюджетных трансфертов в 2024 году увеличивается на 237 474 составляет 1 670 998 тыс.руб.; в 2025 году – увеличены на 236 421 тыс.руб. и составили 962 898 тыс. руб.; в 2026 году – увеличены на 235 469 тыс. руб. и составили 899 649 тыс.руб.

    Объем верхнего предела муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга уменьшился на 34 288 тыс. руб. и составил 4 865 712 тыс. руб. ежегодно. Уровень муниципального долга в 2024 году составляет 49,8% от собственных доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений, в 2025 году – 47,5%, в 2026 году – 45,9%. Расходы на обслуживание муниципального долга не изменились.

    8. В соответствии с БК РФ проект бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 24 муниципальных программ. По результатам работы согласительной комиссии увеличено финансирование в рамках муниципальных программ на 2024 год на сумму 399 058 тыс. руб. и составит   9 109 224 тыс. руб.; на 2026 год увеличено на сумму 207 672 тыс. руб. и составит 9 109 224 тыс. руб.; на 2026 год увеличено на сумму 164 172 тыс. руб. и составит 7 631 419 тыс. руб.

    9. На проекты решений «О бюджете городского округа Тольятти на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в 1 чтении и во 2 чтении по итогам согласительной комиссии подготовлены соответствующие заключения. В заключениях на проекты решения Думы КСП проведен анализ показателей прогноза СЭР, обращено внимание на необходимость реализации комплекса мер по прогнозированию и администрированию доходов бюджета с учетом показателей прогноза СЭР, а также использованию других механизмов для увеличения поступлений доходов, в том числе по земельному налогу.

    Также КСП отмечено отсутствие в пояснительных записках, представленных с проектами бюджетов в первом и во втором чтении, пояснений в разрезе видов расходов, разделов (подразделов), муниципальных программ, а также национальных проектов. По итогам проведенного анализа расходов по ГРБС на основании представленных расшифровок и приложений к ним не представилось возможным провести оценку причин значительного роста расходов, по отношению к уточненному плану на 2023 год, а также выделение дополнительных ассигнований по ряду ГРБС.

    Информация об итогах экспертизы направлена в Думу городского округа Тольятти и администрацию городского округа Тольятти.