Заключение контрольно – счетной палаты на проект решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (Д - 314 от 01.11.2016)

  • 07.11.2016
  • Заключение КСП г.о. Тольятти на проект решения Думы г.о. Тольятти «О бюджете г.о. Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом г.о. Тольятти, Положением о КСП г.о. Тольятти.

    Рассмотрев представленный мэрией городского округа проект решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

    1.                  Общие положения.

    При подготовке Заключения учитывалась необходимость реализации Положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию (в части бюджетной политики), основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019, прогнозе социально-экономического развития г.о. Тольятти на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов.

    В соответствии с п.3 ст.68 Устава городского округа Тольятти мэр не позднее 1 ноября направляет проект бюджета городского округа Тольятти для подготовки заключении одновременно со следующими документами:

    - основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;

    - предварительные итоги социально-экономического развития городского округа за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;

    - прогноз социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;

    - пояснительная записка к проекту бюджета;

    - оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    - паспорта утвержденных муниципальных программ городского округа (проекты изменений в указанные паспорта);

    - программа приватизации муниципального имущества городского округа;

    - протокол публичных слушаний по проекту бюджета городского округа;

    - проект плана развития муниципального сектора экономики городского округа;

    - проект решения Думы о принятия бюджета в первом чтении;

    - проект перечня объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;

    - предложенные Думой, контрольно-счетной палатой проекты бюджетных смет, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом мэрии в отношении указанных бюджетных смет;

    - информация о распределении бюджетных ассигнований с расшифровками по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета городского округа;

    - реестр источников доходов бюджета городского округа.

    Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом бюджета городского округа соответствует требованиям БК РФ.

    Согласно ч.2. ст.172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) составление проекта бюджета основывается на:

    - положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в РФ;

    - основных направлениях бюджетной и основных направлениях налоговой политики;

    - основных направлениях таможенно - тарифной политики РФ;

    - прогнозе социально-экономического развития;

    - бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

    - государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

    Порядок рассмотрения и утверждения бюджета городского округа урегулирован ст.69 Устава городского округа Тольятти. Частью 1 статьи определено, что Дума рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период в двух чтениях, при этом, согласно частям 10-11, в первом чтении проекта бюджета городского округа Дума рассматривает концепцию проекта бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики, а также основные характеристики бюджета городского округа.

    К характеристикам проекта бюджета, принимаемого в первом чтении, относятся:

    1) прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов;

    2) общий объем расходов бюджета городского округа в очередном финансовом году и плановом периоде;

    3) условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета городского округа, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение) на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета городского округа, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение) - на второй год планового периода;

    4) верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

    5) нормативная величина резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

    6) дефицит (профицит) бюджета (источники финансирования дефицита бюджета).

     

    2.      Прогноз и параметры социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов

     

    Прогноз социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и Самарской области, с учетом тенденций социально-экономического развития городского округа Тольятти за истекший период 2016 года и ожидаемых результатов за 2016 год.

    Прогноз основан на приоритетах социально-экономического развития, сформулированных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года и Посланиях Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе от 21 декабря 2015 года. Прогноз учитывает реализацию Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Самарской области на 2016 – 2017 годы, а также федеральных, региональных и муниципальных стратегических и программных документов.

    Для разработки параметров бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов в качестве базового предложен первый вариант прогноза социально-экономического развития, который предполагает сохранение на протяжении всего прогнозного периода инерционных трендов, сложившихся в экономике городского округа Тольятти в предшествующие годы, в условиях снижения инвестиционного и потребительского спроса, в том числе на производимую в городском округе Тольятти продукцию, что замедлит темпы экономического развития.

    Данный вариант предусматривает реализацию в городском округе мероприятий, направленных на повышение инвестиционной активности, модернизацию отраслей экономики, создание высокопроизводительных рабочих мест, развитие инновационного и высокотехнологичного производства.

    Основными приоритетами социально-экономической политики в 2017 – 2019 годах являются:

    - обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности;

    - повышение конкурентоспособности экономики города, снижение степени зависимости ее от внешних факторов;

    - диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

    - инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

    - развитие импортозамещения;

    - привлечение инвестиций;

    - развитие малого и среднего предпринимательства.

    Темпы экономического роста в городском округе Тольятти связаны с реализацией собственных программ развития ведущих предприятий города, запуском новых производств, в том числе с использованием механизма территории опережающего социально-экономического развития.

    По базовому варианту прогноза индекс промышленного производства по городскому округу Тольятти относительно предыдущего года составит: в 2017 году – 89,0 %, в 2018 году – 97,1 %, в 2019 году – 98,6 %. В 2019 году относительно 2016 года производство уменьшится на 14,8 %, в том числе в обрабатывающих производствах – на 15, 0 %

    В результате к концу 2019 года объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту прогноза снизится на 13,1 % в сопоставимых ценах к оценке 2016 года и составит 33,3 млрд. руб.

    Важную роль в повышении привлекательности городского округа Тольятти как места для вложения инвестиций и ведения бизнеса окажет реализация проекта ТОСЭР.

    Кроме того, росту инвестиций в экономику городского округа в 2017 – 2019 годы будет способствовать реализация мер, направленных на упрощение административных процедур на всех стадиях строительства, создание объектов инвестиционной и инновационной инфраструктуры, использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации социально-значимых проектов.

    В прогнозном периоде ожидается запуск новых производств на площадках технопарка «Жигулевская долина», индустриального парка «Тольяттисинтез» и др.

    Кроме того, запланирован запуск второго и третьего этапов инфраструктуры Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти», расположенной на территории Ставропольского района, объем инвестиций которой в настоящее время не учитывается при подсчете фактического объема инвестиций городского округа Тольятти, но имеют важное значение для экономике и населения городского округа Тольятти.

    Налоговые доходы сводного финансового баланса (без учета налога на прибыль) к концу 2019 года увеличатся на 4,1 % по первому варианту прогноза.

           Расходы сводного финансового баланса по первому варианту прогноза составят рост 105,8%.

    Бюджетная политика в прогнозном периоде будет направлена на исполнение принятых социальных обязательств и дальнейшее усиление экономности и эффективности расходования бюджетных средств. По базовому варианту прогноза динамика бюджетных расходов будет ограничена низкой динамикой налоговых доходов.

    Расходы бюджетов всех уровней на территории городского округа Тольятти в прогнозном периоде останутся социально-направленными.

    В целом за прогнозный период 2017 - 2018 годов с учетом планируемых темпов повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с реализацией планов мероприятий по совершенствованию оплаты труда в сфере культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения и образования среднемесячная номинальная начисленная заработная плата может увеличиться по первому варианту на 6,8 % (в реальном выражении уменьшится на 11 %).

    По первому варианту прогноза, в 2017 году оборот розничной торговли снизится на 8,7 % по сравнению с 2016 годом и составит 161, 8 млрд. рублей. В 2018 - 2019 годах снижение данного показателя к уровню предыдущего года составит 4, 8 % и 3,2 % соответственно.





  • Заключение контрольно – счетной палаты на проект решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (Д - 314 от 01.11.2016).doc