Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти в 2019 году
-
В соответствии с полномочиями по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, установленными действующим законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Самарской области, муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти, контрольно-счетной палатой в 2019 году было проведено 160 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия на 23 объектах контроля, расположенных на территории городского округа.
В том числе проведено 16 мероприятий на 20 объектах контроля с оформлением 16-ти отчетов и 1 экспертно-аналитическое мероприятие на 3-х объектах. Подготовлено 69 экспертных заключений и справок по вопросам бюджета, 55 экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов, 3 экспертных заключения на вновь утвержденные муниципальные программы, 3 заключения на проекты муниципальных программ. Также было проведено 13 мероприятий по аудиту в сфере закупок.
В рамках требований Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 № 169, 12 контрольных мероприятий были включены в планы контрольной деятельности на основании поручений Думы городского округа Тольятти.
По обращениям депутатов городского округа Тольятти, для организации проведения рабочих групп и совещании, контрольно-счетной палатой в течение отчетного периода проведено 5 экспертно-аналитических мероприятий с подготовкой соответствующих экспертных заключений.
Кроме того, в рамках осуществления взаимодействия с надзорными органами, сотрудниками контрольно-счетной палаты были подготовлены 5 экспертных заключений по проведенным мероприятиям прокуратурой г. Тольятти.
В отчетном периоде объем проверенных средств в результате контрольных мероприятий составил в общей сумме 4 102 308,0 тыс. руб., в том числе: выделенных из бюджета городского округа Тольятти – 1 373 713,3 тыс. руб. или 33,5%; средств, полученных от приносящей доход деятельности – 62 535,2 тыс. руб. или 1,5%; муниципальное имущество – 1 480 777,4 тыс. руб. или 36,1%, прочих средств (средства акционерных обществ и муниципальных предприятий) – 1 185 282,1 тыс. руб. или 28,9%.
Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде составил в общей сумме 1 038 260,2 тыс. руб., или 25,3% к объему проверенных средств, в том числе:
- ущерб бюджету –445,2 тыс. руб.;
- неправомерное (необоснованное) предоставление бюджетных
средств – 15 161,9 тыс. руб.;- неправомерные (необоснованные) расходы бюджетных средств –
2 057,5 тыс. руб.;- недополученный доход бюджета – 1 884,1 тыс. руб.;
- неэффективное использование бюджетных средств – 7 229,5 тыс. руб.;
- неэффективное использование муниципального имущества – 2 064,5 тыс. руб.;
- нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности – 24 548,2 тыс. руб.;
- нарушения при ведении бухгалтерского учета – 33 057,5 тыс. руб.;
- прочие нарушения (средства акционерных обществ, муниципальных предприятий, др.) – 951 811,8 тыс. руб.
Нецелевого использования бюджетных средств в 2019 году установлено не было.
Согласно информации, представленной администрацией городского округа и объектами контроля в контрольно-счетную палату по итогам рассмотрения отчетов, большая часть предложений контрольно-счетной палаты по выявленным нарушениям и недостаткам устранены и/или приняты объектами контроля в работу на сумму 977 171,5 тыс. руб., что составляет 94,1% от установленных в 2019 году нарушений (1 038 260,2 тыс.руб.).
При этом, устранение выявленных нарушений и недостатков за предыдущий отчетный период составляло 71,5% (1 118 291,0 тыс. руб.) от установленных в 2018 году нарушений в сумме 1 563 787,0 тыс.руб.
Следует отметить, что в результате устранения нарушений выявленных в 2018-2019 годах в отчетном периоде произведено возмещение средств в сумме 3 516,6 тыс. руб., в том числе: в бюджет городского округа – 939,1 тыс. руб., объектам контроля – 2 577,5 тыс. руб.
Проведя сравнительный анализ нарушений, установленных по результатам контрольных мероприятий на объектах контроля за 2018 и 2019 годы, необходимо отметить, что наблюдается увеличение общего объема средств по следующим видам нарушениям:
- неправомерному (необоснованному) предоставлению бюджетных средств с 3 009,2 тыс. руб. в 2018 году до 15 161,9 тыс. руб. в 2019 году;
- неэффективному использованию муниципального имущества с 746,2 тыс. руб. в 2018 году до 2 064,5 тыс. руб. в 2019 году.
Вместе с тем, следует отметить уменьшение общего объема средств выявленных по:
- недополученному доходу бюджета с 5 811,1 тыс. руб. в 2018 году до 1 884,1 тыс. руб. в 2019 году;
- причиненному ущербу бюджету с 6 580,2 тыс. руб. в 2018 году до 445,2 тыс. руб. в 2019 году;
- неэффективному использованию бюджетных средств с 7 252,3 тыс. руб. в 2018 году до 7 229,5 тыс. руб. в 2019 году;
- неправомерным (необоснованным) расходам бюджетных средств с 23 409,9 тыс. руб. в 2018 году до 2 057,5 тыс. руб. в 2019 году;
- нарушениям при ведении бухгалтерского учета с 273 953,5 тыс. руб. в 2018 году до 33 057,5 тыс. руб. в 2019 году;
- нарушениям порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности с 54 994,3 тыс. руб. в 2018 году до 24 548,2 тыс. руб. в 2019 году;
- по прочим нарушениям с 1 177 884,9 тыс. руб. в 2018 году до 951 811,8 тыс. руб. в 2019 году.
Следует отметить уменьшение количества оспаривания в судебных инстанциях результатов контрольных мероприятий (в 2019 году – 1) по сравнению с 2018 годом (3), а также формального затягивания исполнения требований контрольного органа, связанных с внесением изменений в муниципальные правовые акты.
Таким образом, учитывая обстоятельства, связанные с увеличением показателей по устранению выявленных нарушений объектами контроля и принятием мер по их профилактике администрацией городского округа, а также уменьшение судебных споров по обжалованию результатов проверок, является свидетельством наличия положительной тенденции, направленной на своевременное устранение и организацию необходимой работы по предупреждению выявляемых нарушений.
Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде так же выявлялись нарушения и замечания по экспертно-аналитическим мероприятиям:
Проводя общий анализ нарушений при формировании и исполнении бюджета за 2018-2019 годы необходимо отметить следующее. Годовая бюджетная отчетность ежегодно составляется, заполняется и предоставляется ГАБС с нарушением порядка, определенного приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (с изменен.), что приводит к неполноте раскрываемости показателей бюджетной отчетности и ее информативности.
Вместе с тем, продолжает сохраняться высокий уровень долговой нагрузки на бюджет и значительный объем расходов на обслуживание долговых обязательств, что приводит к ограничению возможности бюджета по финансированию социально значимых расходов. Также наблюдается систематическое невыполнение плановых показателей по доходам от использования муниципального имущества.
При этом необходимо отметить, что в 2019 году наблюдалось снижение расходов на обслуживание муниципального долга, в первую очередь за счет привлечения новых займов с более низкой процентной ставкой для погашения ранее взятых кредитов с высокой процентной ставкой.
В части проведения финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов, связанных с установлением расходных обязательств городского округа Тольятти, необходимо отметить, что в 2019 году поступило от администрации города – 61 проект, что на 14 проектов больше по сравнению с 2018 годом (47); подготовлено 62 заключения (с учетом 1 заключения, переходящего с 2018 года), в том числе одно отрицательное (0,1%).
По 14 проектам было указано на то, что принятие представленных проектов муниципальных правовых актов возможно только после внесения изменений в объемы финансирования муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете, а по 4 проектам муниципальных правовых актов - при условии разработки соответствующего порядка расходования бюджетных средств.
В рамках экспертизы по 3-м вновь утвержденным муниципальным программам указывалось на несоответствие базовых показателей реализации программ фактически достигнутым показателям, а также на необходимость своевременности приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете.
В 2019 году проведено 13 мероприятий по аудиту закупок товаров, работ, услуг общим объемом финансовых средств 417 377,4 тыс. руб.
По результатам проведения аудита закупок установлены несоблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части: полноты, своевременности размещения на сайте закупок необходимой информации и документов; указания в извещениях о проведении запроса котировок минимальных сроков исполнения контрактов; сроков приемки выполненных работ; обоснования начальной максимальной цены контракта; не предъявления штрафных санкций в рамках исполнения контрактов; изменения объемов работ, более чем на 10%, которое подпадает под административную ответственность, определенную Кодексом об административных правонарушениях РФ.
По материалам, направленным контрольно-счетной палатой в прокуратуру г. Тольятти составлено 3 протокола о привлечении к ответственности в отношении должностных лиц администрации и подрядчика. По результатам рассмотрения указанных протоколов Государственной инспекцией финансового контроля Самарской области, виновные должностные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 240,0 тыс. руб.
В 2019 году контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий объектам контроля и администрации городского округа Тольятти внесено 18 представлений на общую сумму 975 603,3 тыс. руб., что на 949 171,1 тыс. руб. больше, чем в предыдущем отчетном периоде (в 2018 году – 16 представлений на сумму 26 432,2 тыс. руб.).
Фактически исполнено 13 представлений на общую сумму 451 955,3 тыс. руб. (46,3%), в стадии исполнения – 5 представлений на сумму 523 648,0 тыс. руб. (53,7%).
В 2019 году возмещено средств по нарушениям, выявленным в предыдущие периоды, в общей сумме 3 419,7 тыс. руб., из них поступило: в бюджет – 870,6 тыс. руб., в организации – 2 549,1 тыс. руб.
Необходимо отметить, что в 2019 году контрольно-счетной палатой внесено 13 представлений о необходимости разработки и внесения изменений в 9 действующих муниципальных нормативно-правовых актов и 4 локальных акта, которые регулируют оплату труда в организациях. В настоящее время исполнены – 12 представлений контрольно-счетной палаты.
По выявленным в 2019 году нарушениям привлечено 4 должностных лица к дисциплинарной ответственности.
Контрольно-счетной палатой составлено и направлено в суд 10 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых привлечено к административной ответственности в виде штрафа 6 должностных лиц и 1 юридическое лицо на общую сумму 73 тыс. руб.; производство по 3 делам прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Сумма примененных штрафных санкций поступила в бюджет в полном объеме.
Результаты контрольных мероприятий и принимаемые меры по устранению выявленных нарушений рассматривались на заседаниях постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и депутатской этике Думы городского округа и комиссии при администрации городского округа Тольятти по противодействию коррупции.
В 2019 году материалы проведенных контрольных мероприятий направлялись в прокуратуру г. Тольятти и У МВД по г. Тольятти.
По результатам рассмотрения указанных материалов, прокуратурой города внесено в адрес администрации городского округа и объектов контроля 4 представления об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе закупок.
2 материала проверки были направлены прокуратурой в правоохранительные органы для проведения соответствующих проверок и принятия процессуальных решений.
В соответствии с Порядком осуществления контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 №197, информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направлялась в виде отчетов в Думу городского округа Тольятти и главе городского округа Тольятти, а также размещалась на сайте контрольно-счетной палаты.
Сводная информация по итогам работы контрольно-счетной палаты за 2019 год приведена в приложении № 1 к настоящему отчету.