Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти Самарской области за 2021 год
-
:
В соответствии с полномочиями по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, установленными действующим законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Самарской области, муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти, контрольно-счетной палатой в 2021 году было проведено 210 мероприятий:
- 13 контрольных мероприятий на 13-ти объектах контроля с оформлением 13-ти отчетов;
- 3 экспертно-аналитических мероприятия на 3-х объектах контроля;
а также подготовлено:
- 114 экспертных заключений и справок по вопросам бюджета;
- 62 экспертных заключения на проекты муниципальных правовых актов;
- 8 экспертных заключений на проекты муниципальных программ и вновь утвержденные муниципальные программы;
- 10 мероприятий по аудиту в сфере закупок.
В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 № 169, контрольные мероприятия включены в планы контрольной деятельности на основании: поручений Думы городского округа Тольятти - 9, предложений главы городского округа – 1, решений Коллегии контрольно-счетной палаты – 3.
Кроме того, в рамках осуществления взаимодействия с надзорными органами, сотрудниками контрольно-счетной палаты было подготовлено 16 заключений по мероприятиям, проводимым прокуратурой г. Тольятти.
В отчетном периоде объем проверенных средств в результате проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля составил в общей сумме 3 216 575,1 тыс. руб., что на 49,6% ниже показателя 2020 года (6 387 476,2 тыс. руб.), в том числе: выделенных из бюджета городского округа Тольятти и вышестоящих бюджетов – 1 293 573,8 тыс. руб. или 40,2%; средств, полученных от приносящей доход деятельности – 92 242,8 тыс. руб. или 2,9%; по муниципальному имуществу – 1 564 483,5 тыс. руб. или 48,6%; прочих средств (средства акционерных обществ и муниципальных предприятий) – 266 275,0 тыс. руб. или 8,3%.
Необходимо отметить, что в 2021 году контрольно-счетной палатой в рамках проведенных контрольных мероприятий также проверялось расходование средств на реализацию Национального проекта «Жилье и городская среда». Общий объем проверенных средств составил 201 647,3 тыс. руб., из них средства вышестоящих бюджетов – 192 045,0 тыс. руб.
Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составил в общей сумме 595 548,3 тыс. руб., или 18,5% к объему проверенных средств, в том числе:
- нецелевое использование бюджетных средств – 75,0 тыс. руб.;
- неэффективные расходы бюджетных средств, выразившиеся в виде избыточных и/или безрезультатных расходах –
1 904,1 тыс. руб.;- недополученный доход бюджета – 587,2 тыс. руб.;
- нарушения при осуществлении приносящей доход деятельности – 2 307,5 тыс. руб.;
- нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности – 149 891,8 тыс. руб.;
- нарушения при ведении бухгалтерского учета – 237 179,3 тыс. руб.;
- прочие нарушения (средства акционерных обществ, муниципальных предприятий, др.) – 203 603,4 тыс. руб.
Согласно информации, представленной администрацией городского округа и объектами контроля в контрольно-счетную палату по итогам рассмотрения отчетов устранены выявленные нарушения и недостатки на общую сумму 398 933,3 тыс. руб., что составляет 67% от установленных в 2021 году нарушений (595 548,3 тыс. руб.), из них: устранено в период проведения контрольных мероприятий - 79 461,7 тыс. руб. (20%); исполнено внесенных представлений - 137 649,9 тыс. руб. (35%); устранено без внесения представлений - 157 548,6 тыс. руб. (40%); срок исполнения представлений, предписания не наступил - 24 273,1 тыс. руб. (5%).
В отчетном периоде в результате устранения нарушений произведено возмещение средств в бюджет города в общей сумме 4 160,0 тыс. руб., что в 5,6 раза больше предыдущего периода (740,8 тыс. руб.), в том числе: по нарушениям, выявленным в отчетном периоде – 1 369,5 тыс. руб.; по нарушениям за предыдущие периоды – 2 790,5 тыс. руб. Планируется к возмещению в бюджет в течение 2022 года – 10 297,4 тыс. руб.
Сравнительным анализом нарушений, установленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля за 2020 и 2021 годы, выявлено увеличение общего объема средств по следующим видам нарушениям:
- нецелевое использование бюджетных средств в 2020 году не устанавливалось, в 2021 году – 75,0 тыс. руб.;
- порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности с 114 991,6 тыс. руб. в 2020 году до 149 891,8 тыс. руб. в 2021 году;
- при осуществлении приносящей доход деятельности с 157,6 тыс. руб. в 2020 году до 2 307,5 тыс. руб. в 2021 году.
Вместе с тем, наблюдается уменьшение общего объема нарушений в виде:
- недополученного дохода бюджета с 18 326,7 тыс. руб. в 2020 году до 587,2 тыс. руб. в 2021 году;
- неэффективного расходования средств в виде безрезультатных и избыточных расходов с 136 598,8 тыс. руб. в 2020 году до 1 902,1 тыс. руб. в 2021 году;
- нарушений при ведении бухгалтерского учета с 290 358,5 тыс. руб. в 2020 году до 237 179,3 в 2021 году;
- прочих нарушений с 590 063,7 тыс. руб. в 2020 году до 203 603,4 тыс. руб. в 2021 году.
Следует отметить, что в 2021 году контрольно-счетная палата приняла участие в конкурсе Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Приволжском федеральном округе РФ «Лучшая практика внешнего муниципального финансового контроля» по номинации «Контроль в сфере строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства», по результатам которого заняла 2 место в Приволжском федеральном округе РФ и награждена Дипломом II степени.
Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде так же выявлялись нарушения и замечания в ходе экспертно-аналитических мероприятий.
По результатам общего анализа нарушений при формировании и исполнении бюджета за 2021 год отмечается следующее.
Годовая бюджетная отчетность составлена, заполнена и представлена главными администраторами бюджетных средств с нарушением порядка, определенного приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (с изменен.), в части заполнения, составления пояснительной записки и приложений, входящих в ее состав, а также нарушениями, не позволяющими в полной мере оценить достоверность показателей, отраженных в отдельных формах отчетности.
Несмотря на снижение объема муниципального долга, продолжает сохраняться высокий уровень долговой нагрузки на бюджет и значительный объем расходов на обслуживание долговых обязательств, что приводит к ограничению возможности бюджета по финансированию социально значимых расходов.
При этом необходимо отметить, что в 2021 году наблюдалось снижение расходов на обслуживание муниципального долга, в первую очередь за счет привлечения новых займов с более низкой процентной ставкой для погашения ранее взятых кредитов с высокой процентной ставкой.
В целях проведения финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов, связанных с установлением расходных обязательств городского округа Тольятти, в 2021 году поступило от администрации города – 62 проекта, что на 2 проекта меньше по сравнению с 2020 годом (64); подготовлено 62 заключения (с учетом имеющих отрицательное заключение в связи с непредставлением необходимой информации в финансово-экономическом обосновании).
По 9 проектам указано на то, что принятие представленных проектов муниципальных правовых актов возможно только после приведения объемов финансирования муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете, по 2 проектам муниципальных правовых актов – подготовлены отрицательные заключения в связи с нарушением ч.2 ст.10 Порядка осуществления контрольно-счётной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 № 197 (далее – Порядок), в части предоставления на экспертизу пакета документов не в полном объеме. Замечания были устранены.
По 3-м проектам муниципальных программ КСП предложено представить финансово-экономические обоснования запланированных мероприятий, по 1 проекту – обоснование актуальности и значимости муниципальной программы.
В рамках экспертизы по 3-м вновь утвержденным муниципальным программам указывалось на несоответствие базовых показателей реализации программ фактически достигнутым показателям, а также на необходимость своевременности приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете. Также по 1 муниципальной программе указано на неполное отражение стратегических показателей государственной программы Самарской области в индикаторах муниципальной программы.
По 1 муниципальной программе предложено представить пояснения о не направлении на проведение экспертизы проекта муниципальной программы и муниципальной программы, а также об отсутствии ее утверждения в связи с истечением срока действия предыдущей муниципальной программы.
В 2021 году проведено 10 мероприятий по аудиту закупок товаров, работ, услуг общим объемом финансовых средств 443 889,7 тыс. руб. (в 2020 году - 2 803 600,8 тыс. руб.).
По результатам проведения аудита закупок установлено несоблюдение требований Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на общую сумму 154 989,0 тыс. руб., что на 105,3% превышает сумму нарушений в 2020 году (75 483,0 тыс. руб.). Нарушения касались полноты, своевременности размещения на сайте закупок необходимой информации и документов; указания в извещениях о проведении запроса котировок минимальных сроков исполнения контрактов; сроков приемки выполненных работ; обоснования начальной максимальной цены контракта; не предъявления штрафных санкций в рамках исполнения контрактов; изменения объемов работ, более чем на 10%, которое подпадает под административную ответственность, определенную Кодексом об административных правонарушениях РФ, о чём направлены информационные письма контролирующим органам.
В 2021 году по результатам контрольных мероприятий объектам контроля и администрации городского округа Тольятти внесено 19 представлений и 2 предписания на общую сумму 161 519,8 тыс. руб.
Объектами контроля исполнено 14 представлений (73,7%) и 1 предписание (50%) в полном объеме на общую сумму 137 649,9 тыс. руб., в стадии исполнения (срок исполнения не наступил) – 5 представления (26,3%) на сумму 24 198,1 тыс. руб. и 1 предписание (50%) на сумму 75,0 тыс. руб.
Необходимо отметить, что в результате исполнения представлений контрольно-счетной палаты администрацией городского округа Тольятти внесены изменения в 5 муниципальных нормативно-правовых актов, 5 локальных актов учреждениями приведено в соответствие.
По выявленным в 2021 году нарушениям в рамках исполнения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц.
Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий составлено и направлено в суд 8 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, 6 должностных лиц учреждений привлечено к административной ответственности, из них 5 лиц в виде предупреждения и 1 должностное лицо в виде штрафа на сумму 20,0 тыс. руб. Сумма штрафных санкций поступила в бюджет в полном объеме.
Результаты контрольных мероприятий и принимаемые меры по устранению выявленных нарушений рассматривались на заседаниях постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и депутатской этике Думы городского округа и комиссии при администрации городского округа Тольятти по противодействию коррупции.
В 2021 году материалы проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялись в прокуратуру г. Тольятти и У МВД по г. Тольятти.
По результатам рассмотрения материалов, прокуратурой города в адрес администрации г.о. Тольятти и учреждений внесено 3 представления, все представления удовлетворены. Кроме того, прокуратурой города по результатам контрольных мероприятий контрольно-счетной палаты возбуждено 6 дел по привлечению к административной ответственности должностных и юридических лиц, сумма наложенных штрафных санкций составила 250,0 тыс. руб. Центральным межрайонным следственным отделом города Тольятти по результатам экспертно-аналитического мероприятия возбуждено 1 уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации г.о.Тольятти.
В соответствии с Порядком осуществления контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 №197, информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направлялась в виде отчетов в Думу городского округа Тольятти и главе городского округа Тольятти, а также размещалась на сайте контрольно-счетной палаты.
Сводная информация по итогам работы контрольно-счетной палаты за 2021 год приведена в приложении № 1 к настоящему отчету.
- Приложения: Отчет 2021 Приложение №1.docx