Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти за 2016 год
-
:
Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти за 2016 год подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 20 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 № 169 (далее – Положение о контрольно-счетной палате).
1. Правовая основа деятельности
Правовая основа деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти (далее – контрольно-счетная палата) установлена Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом городского округа Тольятти, Положением о контрольно-счетной палате, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, правовыми актами городского округа Тольятти.
На основании статьи 1 Положения о контрольно-счетной палате контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления и не обладает правами юридического лица.
Контрольно-счетная палата осуществляет полномочия, определенные Положением о контрольно-счетной палате.
Реализацию поставленных перед контрольно-счетной палатой задач в отчетном периоде обеспечивали 5 структурных подразделений: контрольно-ревизионный отдел, экспертно-аналитический отдел, отдел бюджетного анализа, отдел аудита эффективности закупок, сектор правового и организационного обеспечения, представляющих собой достаточный потенциал для исполнения полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии со статьей 13 Положения о контрольно-счетной палате в отчетном периоде проведено 40 заседаний коллегий контрольно-счетной палаты, на которых рассматривались актуальные вопросы деятельности, а также утверждались ежеквартальные планы работы, представления и предписания, составленные по результатам контрольных мероприятий.
Результаты работы контрольно-счетной палаты в 2016 году - отчеты и заключения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте контрольно-счетной палаты (www.ksp-tlt.ru).
2. Результаты деятельности контрольно-счетной
палаты в 2016 году
На основании статьи 11 Положения о контрольно-счетной палате Планы работы контрольно-счетной палаты на 2016 год (поквартально) рассматривались на заседаниях коллегии контрольно-счетной палаты и утверждались распоряжениями председателя контрольно-счетной палаты.
В соответствии с утвержденными планами работы в 2016 году контрольно-счетная палата осуществляла следующие виды деятельности: экспертно-аналитическую, контрольную, информационную, а также иные виды деятельности, обеспечивая единую систему внешнего финансового контроля.
В целях обеспечения надлежащего контроля за управлением бюджетными ресурсами и муниципальным имуществом контрольно-счетной палатой в течение отчетного года посредством реализации предварительного и последующего контроля было проведено:
- 16 мероприятий на 28 объектах контроля с оформлением 16-ти отчетов, а также подготовлено:
- 20 экспертных заключений по вопросам бюджета;
- 86 экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов;
- 9 экспертных заключений на вновь утвержденные муниципальные программы;
- 12 заключений на проекты муниципальных программ;
- 4 мероприятия на 12 объектах контроля по аудиту эффективности закупок.
Следует отметить, что мероприятие может в себя включать несколько проверяемых объектов. Так, например экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на проведение праздничных мероприятий в городском округе Тольятти в 2015 году» проведено на 8 объектах: в 4-х структурных подразделениях мэрии городского округа Тольятти: департамент культуры, департамент образования, департамент социального обеспечения, управление физкультуры и спорта, и в 4-х муниципальных учреждениях: МАУ КДЦ «буревестник», МАУ ДКиТ, МБУ «ДЦ «Русич», МБУИК «Тольяттинская филармония». Контрольные мероприятия: «Выборочная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в качестве субсидий социально-ориентированным некоммерческим организациям, и соблюдения порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом в 2013, 2014 и 2015 годах» проведено на 3-х объектах: департамент социального обеспечения мэрии городского округа Тольятти, Ассоциация СЦ «Живая вода», НП «Альтернатива»; «Проверка ведения учета недвижимого имущества, находящегося в казне городского округа Тольятти, и полноты поступления в бюджет городского округа Тольятти доходов от его использования за 2014-2015 годы» проведено в трех структурных подразделениях мэрии городского округа Тольятти: департамент по управлению имуществом; управление административной практики и муниципального земельного контроля; отдел организации муниципальных торгов.
План работы контрольно-счетной палаты в 2016 году по экспертно-аналитическим и контрольным мероприятиям выполнен на 100%.
За 2016 год фактически выполнено 16 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них:
· по поручениям Думы – 11 мероприятий или 68,8%;
· самостоятельно включенных в план – 5 или 31,2% (МП «Инвентаризатор», МП улучшения качества жизни граждан г.о. Тольятти, МОАУ «Центр информационных технологий», МБУИ «Театр кукол «Пилигрим», МБУ ДО СДЮСШОР № 3 «Легкая атлетика»).
Кроме того, проведены 4 проверки отдельных вопросов с оформлением справки по обращению Прокуратуры г. Тольятти (департамент финансов мэрии, МБУИ «Драматический театр «Колесо», МП «Развитие малого и среднего предпринимательства», МБУ «Парки города»).
В отчетном периоде объем проверенных средств в результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составил в общей сумме 16 813 303,2 тыс.руб., в том числе: выделенных из бюджета городского округа Тольятти в сумме 6 631 360,3 тыс.руб., или 39,4%; средств, полученных от приносящей доход деятельности в сумме 35 180,5 тыс.руб., или 0,2%; прочих средств (в том числе муниципального имущества) - в сумме 10 146 762,4 тыс.руб., или 60,4%.
Объем нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, составляет в общей сумме 2 630 687,5 тыс.руб., в том числе:
- нецелевое использование бюджетных средств – 337,6 тыс.руб. (0,01%);
- неправомерное (необоснованное) предоставление бюджетных
средств –186 915,3 тыс.руб. (7%);- неправомерные (необоснованные) расходы бюджетных средств –
39 200,7 тыс.руб. (1,5%);- недополученный доход бюджета – 78 790,7 тыс.руб. (3%);
- нарушения при ведении бухгалтерского учета – 312 949,9 тыс.руб. (12%);
- прочие нарушения – 2 012 493,3 тыс.руб. (76,5%). (Приложение 1 к отчету).
Согласно информации, представленной мэрией городского округа и объектами контроля в контрольно-счетную палату по итогам рассмотрения Отчетов, большая часть предложений контрольно-счетной палаты по устранению выявленных нарушений и недостатков учтены и приняты в работе на сумму 2 530 056,2 тыс.руб., что составляет 96,2% от установленных в 2016 году нарушений (2 630 687,5 тыс.руб.) (Приложение 2 к отчету).
В результате устранения выявленных в 2016 году нарушений поступило в бюджет городского округа от использования имущества муниципальной казны 1 317,2 тыс.руб. (Приложение 2 к отчету).
2.1. Сравнительный анализ результатов проведенных
мероприятий на объектах контроля за 2015 и 2016 годы
В 2016 году проведено 16 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что на 8 мероприятий или 33,3% меньше, чем в 2015 году. Снижение количества проведенных мероприятий объясняется увеличением объема проверенных средств на 172,6% за счет проверок: имущества муниципальной казны; доходов от размещения наружной рекламы; муниципального долга городского округа Тольятти; муниципальных предприятий.
Объем проверенных средств в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 10 646 320,3 тыс.руб. (16 813 303,2 тыс.руб. - 6 166 982,9 тыс.руб.), или на 172,6%.
Из анализа объема проверенных средств видно, что в 2016 году прочие средства (муниципальные предприятия, муниципальное имущество) в общем объеме составляют 60,4%. Увеличение объема проверенных средств в 2016 году произошло за счет проверок: имущества муниципальной казны; доходов от размещения наружной рекламы; муниципального долга городского округа Тольятти; муниципальных предприятий.
Анализ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверяемым объектам представлен в таблице 1.
Таблица 1 (кол-во)
Проверяемые объекты
2015 год
2016 год
Муниципальные предприятия
4
4
Муниципальные учреждения
8
8
Структурные подразделения мэрии (ГРБС)
10
13
Автономные некоммерческие организации
3
2
Муниципальные фонды и прочие
1
1
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью
4
-
Итого
30
28
В 2016 году произошло увеличение количества объектов контроля – структурных подразделениях мэрии на 30,0%, так проверки отдельных вопросов проведены в: департаменте социального обеспечения (4), департаменте городского хозяйства (1), департаменте финансов (1), департаменте культуры (1), департаменте образования (1), управлении физкультуры и спорта (1), департаменте по управлению муниципальным имуществом (1), управление административной практики и муниципального земельного контроля (1),отдел организации муниципальных торгов (1), управлении потребительского рынка (1). В 2016 году из 28 объектов контроля проверено 7 хозяйствующих субъектов (МП, Фонд, НП), что составляет 25%.
Сравнительный анализ нарушений, установленных по результатам проведенных мероприятий на объектах контроля за 2015 и 2016 годы, показывает:
- по прочим нарушениям увеличение по сравнению с 2015 годом составило на 890 265,7 тыс.руб. (2 012 493,3 тыс.руб. -1 122 227,6 тыс.руб.), или в 1,8 раза. Данное увеличение в основном связано с нарушениями, установленными в использовании недвижимого имущества муниципальной казны;
- по нецелевому использованию бюджетных средств увеличение по сравнению с 2015 годом составило на 154,3 тыс.руб. (337,6 тыс.руб. - 183,3 тыс.руб.), или в 1,8 раза. Увеличение связано с проверками использования субсидий социально-ориентированным некоммерческим организациям и иным субсидиям, предоставленным на проведение праздничных мероприятий в городском округе;
- по недополученному доходу бюджета увеличение по сравнению с 2015 годом составило на 54 863,1 тыс.руб. (78 790,7 тыс.руб. - 23 927,6 тыс.руб.), или в 3,3 раза. Увеличение недополученных доходов бюджета установлено от использования земельных участков городского округа; от размещения наружной рекламы; от осуществления финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;
- по нарушениям при ведении бухгалтерского учета увеличение по сравнению с 2015 годом составило на 227 930,2 тыс. руб. (312 949,9 тыс.руб. – 85 019,7 тыс. руб.), или в 3,7 раза. Данные нарушения в основном установлены при проведении проверок хозяйствующих субъектов.
Проведенными мероприятиями в отчетном периоде не установлено неэффективного использования объектами контроля бюджетных средств и нарушений по приносящей доход деятельности. Это объясняется тем, что одним из направлений финансового контроля является предварительный контроль, а именно предупреждение возникновения нарушений. В ходе проведения контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой уделяется большое внимание анализу предпосылок возникновения нарушений и своевременному обращению на них внимания организаций - объектов контроля.
2.2. Краткая характеристика нарушений
Одной из проблем, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, является несоблюдение норм бюджетного законодательства при формировании муниципального задания на выполнение муниципальных услуг.
Мэрией городского округа Тольятти не своевременно вносятся изменения в муниципальные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям, действие которых не соответствует федеральному законодательству (департамент городского хозяйства, департамент культуры).
В Порядках предоставления субсидий отсутствует механизм контроля и ответственности за целевым использованием бюджетных средств, контроль главных распорядителей бюджетных средств фактически сводится в приему правильно оформленных отчетов.
Структурные подразделения мэрии нередко подходят к формированию и исполнению муниципального задания формально. При формировании муниципальных заданий в проверяемых периодах финансовые затраты на единицу муниципальных услуг формируются без экономического обоснования, что приводит к завышению планируемой суммы субсидии на выполнение муниципального задания, вследствие чего финансирование выполнения муниципальных заданий в ряде случаев было признано необоснованным (МБУ «Парки города», МБУИ «Театр кукол «Пилигрим»», МБУ ДО СДЮСШОР № 3 «Легкая атлетика»).
Главными распорядителями бюджетных средств зачастую не учитываются средства, планируемые к поступлению от потребителей муниципальных услуг за плату в пределах муниципального задания (особенно это касается отрасли культура), нормативные затраты рассчитываются и компенсируются субсидией усреднённо на 1 единицу услуги, не зависимо от того оказывается ли услуга полностью на безвозмездной основе или с взиманием платы с потребителей (МБУИ «Театр кукол «Пилигрим»). В данном случае повышению эффективности способствовало бы нормативное закрепление обязанности учреждений оказывать в рамках муниципального задания услуги на безвозмездной основе. На услуги, оказываемые за плату, средств из бюджета целесообразно не выделять. Внедрение рыночного принципа позволило бы снизить расходы бюджета городского округа на содержание бюджетных и, особенно, автономных учреждений. В соответствии с государственной политикой, проводимой в области реструктуризации бюджетного сектора экономики с целью повышения эффективности бюджетных расходов, изменение организационно-правовых форм муниципальных учреждений способствует функционированию автономных учреждений в рыночных условиях. При этом автономные учреждения получили право самостоятельно распоряжаться доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и расходовать средства без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проводимые меры направлены на уменьшение нагрузки бюджета по финансированию автономных учреждений.
При формировании муниципальных заданий главными распорядителями бюджетных средств, в целях экономного и результативного использования бюджетных средств, не в полной мере проводится анализ оказываемых услуг (работ) подведомственными учреждениями для исключения дублирования этих услуг (департамент городского хозяйства мэрии). Так, например, МБУ «Парки города» не имея технической возможности, не выполняет самостоятельно муниципальные работы в рамках исполнения муниципального задания по валке сухостойных деревьев, по ремонту туалетов и малых архитектурных форм, привлекает на выполнение этих видов работ подрядные организации. В то же время, имея в наличии специальную технику, муниципальные работы по содержанию объектов озеленения (валка сухостойных деревьев), ремонту малых архитектурных форм для муниципального образования оказывает МБУ «Зеленстрой». Дублирование услуг (работ), выполняемых муниципальными учреждениями городского округа ведет к нарушению участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст.34 Бюджетного кодекса РФ.
Так же при проверке МБУ «Парки города» выявлен договор аренды аттракционов с невыгодными для бюджетного учреждения условиями, что в свою очередь негативно отражается на финансовом состоянии учреждения (получение убытка). По предложениям контрольно-счетной палаты данный договор расторгнут.
Следует отметить, что главными распорядителями бюджетных средств не в полной мере осуществляется контроль за фактическими объемами и качеством выполнения работ по муниципальному заданию (департамент городского хозяйства мэрии).
При проведении контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий установлен ряд нарушений по учету и использованию муниципального имущества городского округа.
Для достижения большей эффективности управления муниципальным имуществом и использования земельных ресурсов необходимо совершенствование системы учёта муниципального имущества.
Одна из значимых проведенных в 2016 году проверок по данному направлению «Проверка ведения учета недвижимого имущества, находящегося в казне городского округа Тольятти, и полноты поступления в бюджет городского округа Тольятти доходов от его использования за 2014-2015 годы».
При проверке ведения учета недвижимого имущества, находящегося в казне городского округа установлены нарушения Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, между тем ведение реестра муниципального имущества необходимо для составления полной картины о состоянии муниципального имущественного комплекса. В целях устранения выявленных нарушений департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти осуществлена внутренняя проверка реестра муниципальной собственности с целью текущей актуализации сведений об объектах муниципальной казны.
Так же установлены потери бюджета городского округа:
· в виде недополученного дохода от использования земельных участков
(отсутствие оформленных арендных отношений с пользователями). Следует отметить, что рациональное использование земельных ресурсов, выявление пользователей, не оформивших правоустанавливающие документы на используемые земельные участки, создает резерв для пополнения неналоговых доходов бюджета городского округа. По результатам проведенного контрольного мероприятия с целью получения дополнительных доходов бюджета городского округа департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти:
- выставлены расчеты за фактическое пользование земельными участками 40 пользователям (Приложение 2 к отчету);
- в отношении собственников помещений, не оплативших предъявленные суммы, подготовлены исковые заявления в суд о взыскании сумм неосновательного обогащения;
- ведется работа по проведению процедуры торгов в отношении неиспользуемых земельных участков (парковочные площадки ОАО «АВТОВАЗ»).
· в результате безвозмездного использования объектов теплоэнергетики
городского округа теплоснабжающими организациями. В настоящее время мэрией городского округа проводится ряд мероприятий по передаче данных объектов в концессию. Передача муниципального имущества в концессию создает возможность для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики и повышение эффективности использования муниципального имущества.
Для получения дополнительных доходов бюджета городского округа от реализации муниципального имущества и сокращения расходов на содержание, не используемого муниципального имущества, необходимо повышать эффективность реализации программ приватизации муниципального имущества.
Повышению эффективности использования муниципального имущества способствует вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов, а также бесхозных объектов недвижимости с целью их дальнейшей приватизации или аренды.
В целях реализации вышеуказанных предложений контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти ведется работа по включению дополнительных 50 объектов недвижимости в Программу приватизации на 2017 год.
Для повышения сохранности и достоверности данных учета муниципальной собственности путем проведения периодичной инвентаризации имущества, числящегося в муниципальной казне, в том числе земель городского округа, для выявления и учета свободных земельных участков в границах муниципального образования, мэрией городского округа Тольятти утверждено в новой редакции Положение о бюджетном учете муниципальной казны городского округа Тольятти (постановление мэрии городского округа Тольятти от 21.02.2017).
Так же, в целях недопущения возникновения коррупционных рисков, совершенствования межведомственного взаимодействия структурных подразделений мэрии, департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти по предложению контрольно-счетной палаты организована работа по взаимодействию с управлением административной практики и муниципального земельного контроля мэрии городского округа Тольятти в части обследования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и осуществления контроля за использованием земель, в том числе за соответствием фактического использования разрешенному использованию, установленному условиями договора аренды.
Проведенными проверками муниципальных предприятий установлены факты неэффективного использования муниципального имущества, в том числе земельных участков (МП «ТПАТП №3», МУПП «Экология», МП «Инвентаризатор») и недополученного дохода бюджета городского округа от использования муниципального имущества и завышения расходов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятиями (МУПП «Экология», МП рынок «Кунеевский», МП «Инвентаризатор).
При проведении контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой выявлены случаи заключения предприятиями крупных сделок без предварительного согласия Учредителя в нарушение норм федерального законодательства (МП «Инвентаризатор», МП рынок «Кунеевский»).
Часто встречающимся нарушением, является нарушение Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» в части отсутствия оформленной государственной регистрации на объекты недвижимого имущества (МП «ТПАТП №3», МУПП «Экология», МБУ «Парки города», объекты муниципальной казны).
В течение года объектами контроля устранены нарушения: по государственной регистрации прав объектов недвижимого имущества; бухгалтерского учета (Приложение 2 к отчету).
2.3. Контроль исполнения и формирования бюджета
городского округа Тольятти
Важное значение при осуществлении контроля за исполнением бюджета городского округа Тольятти придавалось обеспечению системной взаимосвязи бюджетного контроля с проводимыми контрольно-счетной палатой мероприятиями в рамках экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности.
Внешней проверкой исполнения бюджета городского округа Тольятти в 2016 году установлены факты нарушения главными распорядителями бюджетных средств порядка составления, заполнения и представления годовой бюджетной отчетности, определенного приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации» (в ред. от 26.08.2015 №135н; от 31.12.2015 №229н).
В рамках контроля исполнения бюджета городского округа в 2016 году контрольно-счетной палатой осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета, проводилась экспертиза проектов решений Думы о внесении изменений в действующее решение о бюджете городского округа Тольятти.
При проверке муниципального долга городского округа Тольятти по видам долговых обязательств по состоянию на 01.01.2016 контрольно-счетной палатой предложено мэрии разработать и включить в Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий и управления муниципальным долгом в городском округе Тольятти условий по контролю за использованием принципалом денежных средств, привлекаемых под гарантийные обязательства и ответственности принципала за ненадлежащее использование указанных денежных средств. Указанные предложения мэрией до настоящего времени не учтены.
За 2016 год контрольно-счетной палатой подготовлены заключения на 12 проектов решений Думы о внесении изменений в решение Думы городского округа Тольятти от 09.12.2015 № 911 «О бюджете городского округа Тольятти на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». В процессе работы над проектами решений по изменениям в бюджет, мэрией городского округа своевременно предоставлялась дополнительная информация и пояснения на замечания контрольно-счетной палаты.
Проведение ежеквартального мониторинга исполнения бюджета городского округа Тольятти позволило отслеживать выполнение показателей бюджета городского округа в режиме реального времени, выявляя возможные риски. Контрольно-счетной палатой подготовлено три заключения на отчеты мэрии об исполнении бюджета городского округа Тольятти за I квартал, I полугодие и 9 месяцев 2016 года. Заключения по результатам экспертизы отчетов об исполнении бюджета городского округа Тольятти размещены на официальном сайте контрольно-счетной палаты.
По итогам 2016 года контрольно-счетная палата отмечает систематическое недовыполнение плановых показателей по налогу на имущество физических лиц и единому сельскохозяйственному налогу, земельного налога, доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и доходов от продажи материальных и нематериальных активов.
2.4. Экспертиза проектов муниципальных правовых актов, проектов муниципальных программ, муниципальных программ
В 2016 году в целях проведения финансово-экономической экспертизы в контрольно-счетную палату от мэрии городского округа Тольятти поступило 76 проектов муниципальных правовых актов, касающихся расходных обязательств городского округа Тольятти, что на 55 проектов меньше по сравнению с 2015 годом (131).
Экспертно-аналитическим отделом контрольно-счетной палаты за 2016 год подготовлено 86 (с учетом переходящих с 2015 года) заключений на проекты муниципальных правовых актов, в том числе 10 – отрицательных (11,6%). Необходимо отметить, что в 2015 году контрольно-счетной палаты подготовлено 20 отрицательных заключений на проекты муниципальных правовых актов.
При отрицательных экспертизах проводился возврат документов, основными причинами которого являлись: отсутствие финансово-экономического обоснования (7), принятие новых расходных обязательств не согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации или противоречит действующему законодательству (3). Для проведения повторной экспертизы было направлено 9 проектов муниципальных правовых актов, по которым подготовлены повторные заключения, замечания устранены.
Кроме того, контрольно-счетной палатой в заключениях отражались замечания о том, что финансовое обеспечение муниципальных программ не приведено в установленный срок в соответствие с решением о бюджете – 21 заключение. Впоследствии данное замечание учтено.
С 2016 года контрольно-счетной палатой реализовывалось новое полномочие по проведению экспертизы проектов муниципальных программ. Проведена финансово-экономическая экспертиза 12 проектов муниципальных программ, заключения направлены в Думу городского округа Тольятти.
Кроме того, в 2016 году проведена экспертиза 9 из 10 вновь утвержденных муниципальных программ (муниципальная программа «Противодействие коррупции в городском округе Тольятти на 2017-2021 годы» вступает в силу с 01.01.2017).
Следует отметить, что две муниципальные программы: «Профилактика терроризма, экстремизма и иных правонарушений на территории городского округа Тольятти на 2017-2019 годы», «Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности городского округа Тольятти на 2017-2022 годы» представлены на экспертизу с нарушением сроков после обращения в административную комиссию и применения к должностным лицам мэрии мер административного воздействия.
Основными замечаниями в рамках экспертизы муниципальных программ являлись:
1) дублирование мероприятий в разных муниципальных программах;
2) недостаточность представленных финансово-экономических обоснований запланированных объемов финансирования муниципальной программы;
3) отсутствие документов, подтверждающих размер базового значения индикаторов результатов мероприятий.
Фактически, цель экспертизы муниципальных программ заключается в профилактике нарушений на стадии планирования бюджетных расходов и выявления рисков неэффективного расходования бюджетных средств.
2.5. Аудит эффективности закупок
Аудит эффективности закупок, товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в отчетном периоде проводился в части анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
В 2016 году проведено 4 мероприятия по аудиту эффективности закупок на 12 объектах контроля. Общий объем финансовых средств, охваченный аудитом эффективности закупок составил 222 848,0 тыс. руб., что на 65,1% больше, чем в 2015 году (145 171,5 тыс.руб.).
По результатам проведения аудита закупок установлены несоблюдения требований Федерального закона от 05.01.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части: полноты, своевременности размещения на сайте закупок необходимой информации и документов; размещения отчетов с нарушением установленных сроков; правомерности применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта; размещения банковских гарантий в реестре банковских гарантий; экспертиза поставленного товара в ряде случаев не проводилась; отсутствия информация в аукционной документации о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; не назначения в учреждениях контрактного управляющего; указания в извещениях о проведении запроса котировок минимальных сроков заключения контрактов, чем создаются преимущественные условия участникам, выражающиеся в ограничении их числа; имеют место случаи не включения в контракты обязательных условий о порядке и сроках приемки товара, работы, услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом и пр.
Также установлен факт, когда Учреждение не воспользовалось правом требования уплаты неустойки (штрафа) за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств на сумму 19,8 тыс. руб. (МБУ «Зеленстрой»).
В ходе проведения мероприятия многие замечания КСП учтены и исправлены путем размещения на сайте закупок недостающей информации.
Результаты аудита представлялись в Думу городского округа Тольятти, мэру городского округа Тольятти в виде квартальных отчетов по проведенному аудиту эффективности закупок, а также размещались на сайте контрольно-счетной палаты.
По итогам проведенных мероприятий контрольно-счетной палатой направлена информация департаменту экономического развития мэрии городского округа, как органу, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, с предложением рассмотреть информацию о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, даны рекомендации учреждениям, осуществляющим закупки, по соблюдению требований действующего законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативных правовых актов, при этом главным распорядителям бюджетных средств даны рекомендации по обеспечению надлежащего контроля за результативностью и экономностью использования бюджетных средств подведомственными учреждениями.
Согласно информации, представленной мэром городского округа Тольятти, по результатам аудита закупок к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.
В отношении одного объекта (МКУ «Охрана общественного порядка») информация по проведенному аудиту направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и в Прокуратуру города для рассмотрения. Прокуратурой города руководителю внесены представления об устранении нарушений действующего законодательства.
3. Контроль за устранением выявленных нарушений
С целью устранения нарушений по результатам проведенных мероприятий на объектах контроля в 2016 году контрольно-счетной палатой направлено 5 представлений и 1 предписание на устранение выявленных нарушений. (Приложение 2 к отчету).
Фактически исполнено 3 представления, оспаривается 1 представление по возмещению в доход бюджета части прибыли в сумме 1038,8 тыс.руб.
Действия мэрии городского округа не способствуют своевременному поступлению денежных средств в бюджет города.
Так, мэрией города обжалуются предписания и представления контрольно-счетной палаты, вынесенные организациям на возмещение средств, использованных не по целевому назначению, в доход бюджета.
Судебными актами двух инстанций подтверждена законность предписания контрольно-счетной палаты, выставленного в 2015 году, в отношении МБУ «Зеленстрой» на возврат нецелевого использования субсидии и излишне полученных средств субсидии в общей сумме 842,6 тыс.руб.
Также судебными актами подтверждена законность предписания, выставленного контрольно-счетной палатой на возврат части субсидии, использованной не по целевому назначению в сумме 182,0 тыс.руб. Ассоциации «Социальный центр «Живая вода».
Представление, выставленное МУПП «Экология» исполнено частично. В части перечисления средств в доход бюджета в сумме 1856,2 тыс. руб. не исполнено, объектом контроля не оспаривается
- Приложения: Приложение № 1.docxПриложение № 3.docxПриложение №2.docx