Контрольно-счетная палата

городского округа Тольятти

История создания

История создания контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти и перспективы ее развития.

Датой создания контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти, как органа муниципального финансового контроля, можно считать дату утверждения Думой Положения о контрольно-счетной палате, а именно 14.05.2003г.

До этого контрольные полномочия в сфере муниципального финансового контроля Дума осуществляла на основании Положения о порядке осуществления контрольной деятельности Тольяттинской городской Думы, принятого Думой 06.10.1997г. Обеспечивало исполнение контрольных функций Думы контрольно-аналитическое управление Думы.

Следует отметить, что контрольные полномочия Думы в тот момент были достаточно широки: кроме проверок и обследований структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций, объектами проверки могли являться внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности и форм собственности, если они получали, перечисляли и использовали средства городского бюджета, либо использовали муниципальную собственность или управляли ею, имели налоговые или иные льготы и преимущества, предоставленные органами местного самоуправления.

Решением Думы от 18.12.2002г. №631 в структуре Думы для осуществления контрольных полномочий в сфере муниципального финансового контроля была создана контрольно-счетная палата. Положение о вновь созданном контрольном органе Думы разрабатывала рабочая группа, в состав которой входили как представители Думы, так и мэрии. В связи с тем, что предметом деятельности контрольно-счетной палаты представительного органа является внешняя проверка исполнения бюджета и использования муниципального имущества, то есть проверка эффективности деятельности исполнительного органа местного самоуправления, работа над проектом нормативного акта продолжалась достаточно долго: Положение о КСП было принято решением Думы от 14.05.2003г. №741.

По результатам проверок контрольно-счетной палаты значительная часть материалов была передана в прокуратуру Самарской области и правоохранительные органы г.Тольятти.

В целях повышения эффективности муниципального финансового контроля, в условиях недостаточной правовой регламентации всех аспектов деятельности органов муниципального финансового контроля, контрольно-счетная палата принимает активное участие в деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), основными функциями которой является оказание методической помощи по организации и проведению контрольных мероприятий и обмен опытом.

Имея за плечами более чем шестилетний период работы, оглядываясь назад с удовлетворением отмечаем, что сделано много, но и сделать предстоит немало. В соответствии с поставленными задачами на очередном этапе социально-экономической модернизации России, определены новые требования к организации работы контрольных органов.

Впервые, на уровне главы государства, в качестве одной из основных задач бюджетной политики на ближайшие годы указана необходимость дальнейшего совершенствования структуры и механизма муниципального финансового контроля.

Решением Думы городского округа Тольятти от 22 января 2014 года № 169 утверждено Положение о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти в новой редакции.

Необходимость принятия Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти в новой редакции обусловлена изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесенные изменения направлены на усиление мер государственного и муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Согласно положениям части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных отношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 23 Устава городского округа Тольятти контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления.

Контрольно-счетная палата обладает функциональной и организационной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. В соответствии с изменениями, внесенными в Устав городского округа решением Думы от 18.12.2013 № 138, контрольно-счетная палата не обладает правами юридического лица.

Компетенция и порядок деятельности контрольно-счетной палаты определены Положением о контрольно-счетной палате, утвержденным Думой.

Порядок осуществления полномочий контрольно-счетной палатой по внешнему муниципальному финансовому контролю определен нормативным правовым актом Думы (решение Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 № 197).

При осуществлении внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области, Уставом городского округа Тольятти, муниципальными нормативными правовыми актами городского округа Тольятти, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Внутренние вопросы деятельности контрольно-счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, формирования планов работы, а также порядок подготовки к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иной деятельности определяются Регламентом контрольно-счетной палаты и разрабатываемыми не его основе инструкциями и положениями.

Регламент контрольно-счетной палаты утвержден распоряжением председателя контрольно-счетной палаты.

Согласно Положению о контрольно-счетной палате для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности, включая вопросы планирования и организации ее деятельности, методологии контрольной деятельности, повышения эффективности ее работы, а также рассмотрения результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, образована коллегия контрольно-счетной палаты.

В состав коллегии контрольно-счетной палаты входит председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетной палаты. Компетенция и порядок работы коллегии определяются Положением о контрольно-счетной палате и Регламентом контрольно-счетной палаты.